Стена раздора В Красноярске разбираются с последствиями ЧП на Свободном

Стена раздора В Красноярске разбираются с последствиями ЧП на Свободном


Неделю назад трагически оборвалась жизнь двух красноярцев: автомобиль, в котором они передвигались, был буквально раздавлен рухнувшей стеной на проспекте Свободном. Но, как бы цинично это ни звучало, обрушение стены нельзя назвать чрезвычайным событием. Все новые и новые подробности дела красноречиво свидетельствуют – при существовавшей в городе системе мониторинга и ремонта такого рода сооружений это вполне логичный финал. Который только чудом не привел к большему количеству жертв.

Требовать дисциплины

Произошедшая трагедия взбудоражила весь город: место обрушения стены находится на одном из самых оживленных участков дороги.
– Буквально полчаса назад проезжали мимо этого места, – то и дело слышала я от своих знакомых. Шокированы, без преувеличения, были все красноярцы: на этом участке дороги, в районе Путепровода, ежедневно собирается большая пробка, в которой стоят машины и автобусы с десятками пассажиров… На месте погибших мог оказаться каждый. Тем временем специалисты констатировали – у пассажиров автомобиля шансов спастись просто не было: огромные глыбы бетона расплющили машину за несколько мгновений.
За несколько дней до этого трагедию пытались предотвратить и жители близлежащих домов, и журналисты: первые осаждали службу 005, вторые выпустили сюжет о том, что фактически в центре города «отслаивается» опорная стена. Но чем все закончилось? Небольшим ремонтом, который, как оказалось, лишь замаскировал щель, но никак не решил проблему…
В итоге следственными органами Следственного комитета РФ по Красноярскому краю было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при проведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц) и ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность).
Расследование еще продолжается, однако для некоторых чиновников та «черная» пятница стала последним рабочим днем. Очень быстро были уволены глава департамента городского хозяйства города Олег Гончеров, руководитель управления по ГО, ЧС и ПБ Красноярска Валерий Коротков и директор городской службы 005 Николай Грушевский. Руководитель организации «Красмостдоринж», которая несла ответственность за состояние опорной стены и проводила злополучный ремонт, Александр Ковригин был отстранен.
Надо было рухнуть стене, чтобы воочию стало видно то, на что долгие годы либо не обращалось внимания, либо просто замалчивалось. И оттого, каким образом осуществлялся мониторинг состояния, как оказалось, смертельно опасного объекта, и насколько эффективно взаимодействуют коммунальные службы, работают организации, обязанные производить ремонт, становилось просто страшно. Особенно когда сразу же за подпорной стеной на Свободном рухнула еще одна – уже в Академгородке…
– Горожане сигнализировали о том, что происходит провал, – подводил итоги в эфире одного из телеканалов мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. – Анализ звонков, поступивших на 005, показывает: в течение трех дней не был установлен балансодержатель стенки. Пока информация дошла до Красмостдоринжа, было потеряно время. Решения, которые были приняты комиссионно (речь идет об обследовании стены. – Прим. ред.), не были исполнены. И непонятно, почему так получилось. Это говорит о том, что в администрации города должны произойти не только кадровые изменения, но и выводы – в отношении взаимодействия и работы подразделений.

Мэр подчеркнул: увольнения некоторых чиновников «оправданны, и делается этого для того, чтобы потребовать дисциплины», так как «анализ действий показал – решения принимались непрофессионально, неквалифицированно и несвоевременно».

Повысить ответственность

На самом деле: почему в течение трех дней диспетчерская служба 005 выясняла, кто же ответственен за подпорную стенку? И почему в итоге не было исполнено решение комиссии, которое на самом деле отличалось от выполненных действий по «косметическому» ремонту? Просто театр абсурда какой-то.
– Я не вижу в дальнейшем смысла в существовании организации «Красмостдоринж», – подчеркнул мэр. – Предприятие давно существует, но уровень принимаемых решений чрезвычайно низок. Я принял решение об организации специального подразделения, где будут собраны специалисты, которые знают, как необходимо обследовать и усиливать такие сооружения, как подпорные стены. Мы вскрыли стенку на Свободном на противоположной стороне, и, как вы понимаете, ее тоже пришлось демонтировать. Хочу заверить красноярцев: то, что сейчас сделано на проспекте, обеспечивает безопасное движение транспорта – правда, пока по двум полосам. В дальнейшем проспект будет реконструирован.
В самые краткие сроки обследованы еще 77 подобных подпорных стен в городе. Оказалось, что 41 из них «вызывает вопросы». Причем чиновники сами признают, что это далеко не окончательный список. К примеру, рухнувшей стены в Академгородке в нем не было… 

Найти хозяина

И все же: неужели трагедии нельзя было избежать? Установлено, что стену на Свободном возвели аж в конце 50-х. Наверное, это достаточный срок, чтобы проявить обеспокоенность ее состоянием?
– По нормам капитальное сооружение возводится на сто и более лет, но раз в 35 лет как минимум оно должно подвергаться инструментальному обследованию, а особо опасное – и через 3–5 лет, – говорит технический директор ОАО «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко. – Эта стенка относится к капитальному сооружению, которое создает угрозу жизни и здоровью граждан, и должна обследоваться довольно часто. Через сколько именно? Я попытался в нормативной литературе найти ответ на этот вопрос, но там есть только такая информация: «Сроки проведения повторного обследования устанавливает организация, которая проводит очередное». Но вот тут-то очередного обследования не было. Эта стена не проверялась со дня ее возведения.
Почему?! Увы, на этот вопрос так и нет ответа. Точно так же не ясно, что конкретно стало причиной обрушения. Ну не дождь же на самом деле? Пусть даже, как утверждают специалисты, за день перед трагедией – 1 августа – выпало 139 процентов осадков от нормы за одну декаду.
– Буквально через три часа после обрушения я уже был на месте, – объясняет Михаил Сашко, – и первое обследование показало, что по телефонным кабелям идет непрерывный поток воды. Дальнейшее продвижение потока преграждено лестницей, которая спускается вниз, а этого категорически не должно было быть. Кабель проложен уже после строительства стены, и просто необходимо было подумать о какой-либо системе водоотведения. А так вода присутствовала на глубине 2–2,5 метра, и визуально это нельзя зафиксировать. Специалисты осмотрели сверху: грунт хороший, сухой. А оказалось, что замачивание идет снизу.
– В подпорной стене должны быть соответствующие отверстия,– говорит и исполнительный директор Союза строителей Красноярского края Андрей Тихонов. – Стена на проспекте Свободном, если вы помните, всегда «плакала» – то есть была мокрой. До того, как ее закрыли камнем. Это, в свою очередь, привело к тому, что вода начала «съедать» бетон и всю конструкцию. Получается, прежнее решение о такого рода ремонте было неправильным.
«Несколько неправильным» оказалось и то, что ситуацию с подпорными стенами в городе почти никто не контролировал. На помощь администрации Красноярска решили прийти строители. Буквально накануне состоялось совещание, где определили ответственных застройщиков по каждому району города. Там же озвучили результаты предварительных экспертиз и объемов выполненных работ по критическим участкам.
– По каким-то «тяжелым» случаям – к примеру, как район остановки «Космос» – определен отдельный застройщик – «Сибагропромстрой», потому что объем работ очень большой, – поясняет Андрей Тихонов. – Основные затраты – транспортные. И тут будет наиболее правильным подход по территориальному принципу – вот, к примеру, рядом с опорной стеной на Чкалова работает «Реставрация» – строит «Эдельвейс». Понятно, что ей и транспорт, и материалы обойдутся дешевле, чем компании с правого берега. Но на сегодняшний день пока общий объем затрат непонятен – нужно все обследовать, сделать экспертизу, посмотреть, что представляет из себя грунт. Любая реконструкция будет теперь производиться совершенно по-иному. Пройдет экспертиза, и уже на ее основании будет выполнено проектное решение, затем возведена конструкция, осуществлена приемка скрытых работ… А то ведь что случилось – на ту же самую стенку на Свободном даже проектной документации не нашлось… Почему-то считалось, что такие стены – это не опасный объект. Сейчас в администрации занимаются постановкой их на учет, чтобы у всех таких объектов появился собственник – или муниципалитет, или конкретные предприятия.
Сами строители признают: время – далеко не единственный фактор, который негативно влияет на состояние опорных стен. Некоторые из них, как выяснилось, уже спустя несколько лет после возведения находятся в не самом лучшем состоянии.
По словам Андрея Тихонова, некоторые застройщики «сейчас ведут работу над ошибками».
Хочется верить, что трагедия с людьми, которые так нелепо и страшно погибли, заставит очень многое переосмыслить и в системе городского хозяйства, и в системе наблюдения за особенно опасными объектами. Хотя бы потому, что в той машине, ехавшей по проспекту Свободному в минувшую пятницу, мог быть каждый из нас.

Фото: Сергей Черных

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт