Зато не ограничены способности И возможности реализовать их в Красноярском крае растут

Зато не ограничены способности И возможности реализовать их в Красноярском крае растут

В Красноярском крае около 80 тысяч инвалидов, многие из них хотят и могут работать. Но далеко не каждый работодатель готов взять на себя такую ответственность, хотя об ответственности ли речь? Одних смущают особые условия труда, необходимые инвалидам, других – высокая вероятность частых больничных. Поэтому закон о квотировании рабочих мест для инвалидов на малых предприятиях все еще не действует по своему прямому назначению.

В Красноярском крае же работают сразу несколько программ, направленных на привлечение к труду людей с ограниченными возможностями. В 2013-м более 2,7 тысячи человек нашли работу с помощью специалистов Агентства труда и занятости. Скажете – капля в море? Но капля точит камень. И сегодня мы вместе со страной медленно, но уверенно движемся в сторону равных возможностей для всех.

Собираясь на встречу с директором Березовской мебельной фабрики, нечто подобное я и ожидала услышать. Но вместо этого Александр Васильевич Голубев показал мне проект новой технологической линии и место под будущую котельную установку. Люди с ограниченными возможностями для этой фабрики не балласт, навязанный государством, а ценные специалисты, опыт которых помогает преодолевать любые трудности.

Березовская фабрикаПочти полвека обеспечивает жителей края мебелью Березовская фабрика. Кухонные гарнитуры из Березовки в 70–80-е годы были большим дефицитом и ценились наравне с польскими стенками. В 1992-м учредителем фабрики стало Всероссийское общество инвалидов, с этого момента цель предприятия – трудовая реабилитация инвалидов. Кризис-2008 фабрику чуть было не уничтожил: долги по налогам, долги по зарплате…

– Когда я пришел сюда, тут все было очень грустно, – рассказывает Александр Васильевич. – Можно было, наверное, попросить денег у государства на покрытие долгов, прикрываясь социальным статусом предприятия, но вместо этого я сел за руль и поехал по краю в поисках заказов. Нашел, мы их выполнили, получили живые деньги. Так постепенно выровняли ситуацию: погасили долги и третий год работаем с прибылью.

– Конечно, без помощи краевых властей не обошлось, – признается директор. – Но помощь эта была стимулирующей: к примеру, министерство соцполитики компенсирует предприятию часть средств, потраченных на приобретение расходных материалов, в министерстве природных ресурсов никогда не отказывают в консультации и правовой помощи.

В 2011-м фабрика выиграла федеральный конкурс на модернизацию и расширение производства среди предприятий Всероссийского общества инвалидов. На 3,5 млн рублей закупили новое итальянское оборудование, учитывающее потребности сотрудников с ограниченными возможностями.

Из 70 человек, занятых на фабрике, 35 имеют справки МСЭ, 12 из них трудятся на дому, остальные непосредственно на производстве. Средняя зарплата на фабрике 17 тысяч рублей, у надомников оплата почасовая. Директор соглашается: суммы небольшие, планировали постепенно зарплаты увеличивать.

– Но в этом году резко вырос налог в фонд соцстраха, поэтому пришлось эту идею отложить пока, – сокрушается Александр Васильевич.

Несмотря на небольшие по меркам Красноярска зарплаты, о таком явлении, как текучка кадров, на фабрике ничего не знают: большинство специалистов и рабочих трудятся здесь по 20–25 лет, вакансии появляются крайне редко и быстро заполняются.

– Людей с ограниченными возможностями, желающих у нас работать, много, – говорит директор. – Но далеко не всех мы можем трудоустроить, исходя из тех требований, которые прописаны в их реабилитационных картах. «Обычные» предприятия не хотят связываться с инвалидами – у них укороченный рабочий день, больничные, для них нужно оборудовать специальное рабочее место. Да и обучение новым технологиям дается далеко не всем.

В этом году на фабрике по специальной программе краевого агентства труда и занятости, подразумевающей субсидию работодателю на оборудование рабочего места для инвалида, трудоустроили трех человек. Александр Васильевич говорит, что к 66 тысячам рублей, полученным от агентства, пришлось добавить: чтобы оборудовать для инвалида полноценное рабочее место на мебельном производстве, нужно около полумиллиона рублей.

– Но мы денег не просим! – оговаривается директор. – Мы сами можем заработать, дайте нам только возможность! Я никогда не прошу снизить тарифы или убавить налоги. Если предприятие стабильно работает, все это не в тягость. А гарантия стабильной работы для нас – это заказы. Точка безубыточности фабрики – отгрузка продукции в месяц на 1 млн 319 тысяч рублей. И если бы хоть половину из этой суммы составляли муниципальные заказы, нам жилось бы легче. Но, к сожалению, 94-й федеральный закон практически не дает нам такой возможности. А ведь мебель наша по качеству превосходит аналоги!

Вся мебель на фабрике производится только по индивидуальному заказу и собирается вручную. Сохранили здесь и хорошую советскую традицию в виде отдела технического контроля. Готовую продукцию заказчик даже может самостоятельно испытать на специальном стенде.

Татьяна Васильевна Труфанова, начальник цеха, говорит, что претензий к качеству продукции никто еще не предъявлял:

– Наши работники с ограниченными возможностями ничем не уступают в квалификации обычным мебельщикам.

В следующем году на фабрике начнется масштабное для такого производства строительство. Предприятие выиграло еще один федеральный конкурс на модернизацию среди предприятий ВОИ, и на призовые 6,5 млн рублей в Березовке планируют открыть производство отделочных материалов из массива древесины. В составе этой линии есть и установка по переработке отходов деревообработки. Предусмотрена и котельная, которая будет работать как раз на этих отходах.

– Таким образом, мы не только расширим производство, но еще и сократим расходы на энергопотребление и решим проблему отходов (планируем принимать их даже у населения и предприятий), – рассказывает Александр Васильевич о перспективах Березовской мебельной фабрики. – Ну и, конечно, создадим новые рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Когда работа – спасение

Предпринимателям, желающим принять на работу человека с ограниченными возможностями, краевое агентство труда и занятости выделяет средства на оборудование рабочего места для инвалидов.

Программа эта действует в крае с 2009 года. Только в этом году таким образом было создано 212 рабочих мест, план следующего – 248. И хотя с точки зрения производства сумма, выделяемая агентством, небольшая (66 тысяч рублей в этом году и 69 тысяч в следующем), предпринимателям эта программа интересна. Ведь среди неработающих инвалидов много дефицитных сегодня на рынке труда специалистов.

Золотые головы. Назарово

трудоустройствоАлександр Семенович Покида, электрик ООО «Техносервис», починить может любую технику – больше 20 лет трудился он электромехаником, наладчиком станков с ЧПУ и слесарем КИП. А потом организм дал сбой, и пришлось сделать операцию – заменить сначала один тазобедренный сустав, через некоторое время и второй. Итог – третья группа инвалидности, отсутствие работы и желания жить (что для мужчины практически одно и то же).

– После первой операции с работы меня стали потихоньку выживать, – с горечью рассказывает Александр Семенович. – Оно и понятно. Раньше на меня можно было все сгрузить, и я все успевал, а теперь уже не мог. Пришлось уволиться. Искал работу, но безуспешно. В Назарово и здоровым людям тяжело устроиться, а меня и подавно везде футболили. В общем, просидел я дома четыре года, получая пенсию семь тысяч рублей. Тяжело это очень, скажу я вам, когда ты никому не нужен. А мне ведь всего 58 лет – самый расцвет сил для мужчины. Решил встать на учет в службу занятости как инвалид, слышал, что там программа специальная по трудоустройству есть. Ну и через полгода приняли меня в «Техносервис». Большая удача, я считаю! Оборудование мне купили специальное, я могу проводить диагностику автомобилей, ремонтировать компьютеры, программировать оборудование. Мне это все в радость. А когда настроение хорошее, тогда и болячки меньше беспокоят.

В «Техносервисе» по программе агентства труда и занятости трудятся два человека с ограниченными возможностями здоровья. Директор Павел Валерьевич Фурдык говорит, что для его малого предприятия (в штате 12 человек) это хороший стимул для развития: удалось купить новое оборудование и привлечь квалифицированных специалистов.

– Организация у нас специфическая, занимаемся мы ремонтом компьютерной техники и спутникового оборудования, специалистов-технарей сейчас найти очень сложно. Поэтому мы готовы принимать людей с ограниченными возможностями и беречь их здоровье. Головы-то у них золотые!

Квалификация важнее справки. Ачинск

ДобромедМедицинский центр «Добромед» работает в Ачинске около года, в штате 20 человек, двое – с ограниченными возможностями здоровья.

– Даже если бы в центре занятости нам и не предложили участие в программе, мы все равно бы приняли на работу таких людей, – говорит директор Владимир Аркадьевич Безносов. – Несмотря на наличие медучилища, профессиональных медсестер в Ачинске не так много.

Но парадокс в том, что при кадровом голоде в медицинской сфере медсестра с III группой инвалидности Татьяна Юрьевна Суворова почти шесть лет не могла найти работу.

– Работала я в медсанчасти одного крупного местного предприятия, – рассказывает Татьяна Юрьевна. – В 2006-м предприятие ликвидировали, и на вновь созданное меня уже не приняли. Инвалиды нашему промышленному гиганту просто не нужны. Да и на других предприятиях ставят всяческие заслоны людям с ограниченными возможностями. Знаю, что некоторые даже скрывают свои справки, чтобы получить работу. Встала на учет в службу занятости, но работу, где соблюдались бы условия моей реабилитационной карты, мне подобрать не могли. В отчаянии устроилась в фирму такси – медсестрой на предрейсовый осмотр водителей. Сидела в прокуренной каморке, без всяких соцгарантий… Уволилась, встала опять на учет, уже как инвалид. И вот – я здесь, тружусь медсестрой функциональной диагностики. На деньги от службы занятости мне оборудовали рабочее место: стол, компьютер, холодильник, микроволновка, чайник. При сахарном диабете необходимо точно соблюдать режим питания. Мне эту работу, наверное, Бог послал. Коллектив замечательный, условия шикарные, а главное – я занимаюсь своим любимым делом. Мне ведь всего 42 года – работать и работать еще!

По словам Владимира Безносова, «Добромед» намерен и в дальнейшем принимать на работу людей с ограниченными возможностями.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 апреля 2024
О новейших методах мошенничеств рассказали в полиции
От 10 до 15 миллионов звонков в день совершают мошенники в России, что составляет примерно 15–20 процентов всего голосового трафика
Без рубрики
28 апреля 2024
Всегда там, где нужны
Активность, неравнодушие, взаимопомощь – залог долгой и счастливой жизни. В этом убеждены люди старшего поколения, «серебряного» возраста, живущие в Канском
Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового