Воспитать патриота

15 лет назад был открыт первый кадетский корпус в Красноярском крае

Воспитать патриота 15 лет назад был открыт первый кадетский корпус в Красноярском крае

Открывал его тогда губернатор Александр Лебедь. Через пять лет в крае уже было семь кадетских школ-интернатов, две Мариинские женские гимназии-интерната, центр дополнительного образования «Честь и слава Красноярья» и краевая детско-юношеская спортивная школа «Кадеты Красноярья». Впервые в России сформировалась система кадетского и женского гимназического образования. О том, насколько эффективно работает эта система, рассказывает министр образования и науки Красноярского края Светлана МАКОВСКАЯ, принимавшая самое непосредственное участие в создании гимназий и корпусов и формировании идеологии кадетского образования.

Система, где каждый – индивидуальность

Маковская– Светлана Ивановна, какие цели были поставлены перед кадетским образованием при его создании в крае и чего удалось достичь за прошедшее время?

– Александр Иванович рассматривал такие образовательные учреждения в качестве элитных, то есть дающих качественное образование и подготовку для его продолжения в высшем учебном заведении, но главное – духовно-нравственную подготовку к ответственному служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Задачей ставили воспитание государственно мыслящих людей с лидерской позицией и развитым чувством ответственности.

С 1998 года мы планомерно реализуем эту идею.

Начинали с элементарных вещей – учились писать уставы таких особых образовательных учреждений, создавали «с нуля» методические указания для воспитателей, продумывали форменную одежду для учеников. В этом плане опыт Владимира Николаевича Миронова, который возглавил управление по делам казачества и кадетских учебных заведений, был очень ценным. До Красноярска Владимир Николаевич работал директором Донского кадетского корпуса.

У истоков кадетского образования в крае стояли военные, поэтому сначала подразумевалось, что учеников будут готовить для поступления лишь в военные училища. Но ведь понятие «служение Отечеству» гораздо шире, чем войсковая служба, и мы стали расширять интеллектуальную, художественно-эстетическую составляющую в образовательном процессе.

Идея кадетского и женского гимназического образования сегодня очень востребована: ежегодно количество желающих поступить в кадетский корпус или Мариинскую гимназию превышает имеющиеся возможности приема в три-четыре раза, до 85 % выпускников поступают в высшие учебные заведения страны, а каждый четвертый выпускник-кадет связывает свою судьбу с силовыми структурами государства.

В чем уникальность кадетского и гимназического образования Красноярского края?

Мы не были первопроходцами в этой сфере, в некоторых субъектах кадетские корпуса появились намного раньше, чем в Красноярском крае. Но мы сумели создать систему. И это уникальное явление в масштабах страны. Девочки и мальчики учатся раздельно и воспитываются особо, но воспитательное пространство и деятельность у них общая. Первую половину дня они усваивают знания в школе, а затем идут на совместные дополнительные занятия; проекты, конкурсы тоже реализуют вместе. Естественно, при таком подходе в системе должны быть учреждения дополнительного образования. И сегодня центр «Честь и слава Красноярья» и спортивная школа известны на весь край своими талантливыми учениками.

У нашей системы есть своя концепция, нормативно-правовая обеспеченность (действует закон «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах»), разработаны методики образования, которые строятся на идее возрождения ценностей и традиций российских кадетских корпусов и женских гимназий, и модель профессионализма педагогов.

К нам часто приезжают гости из других регионов, трижды мы проводили всероссийские семинары-совещания руководителей кадетских образовательных учреждений. Алтайский край, Томская область, Республики Бурятия и Саха (Якутия), города Вологда, Калининград взяли за основу красноярский подход к развитию кадетского образования.

Такая система предполагает, что все корпуса и гимназии «на одно лицо»?

– Вовсе нет. У каждого кадетского корпуса свой неповторимый облик, профиль и стиль деятельности. Например, Красноярский кадетский корпус имени А. И. Лебедя – это обогащенное пространство и широчайшие возможности развития способностей и одаренностей кадетов: интеллектуальных, художественных, социальных, спортивных. Норильский кадетский корпус выбрал своей специализацией пожарно-спасательную подготовку и совместно с академией гражданской пожарной службы МЧС эффективно развивает это направление. Лесосибирский корпус как самый северный в крае выделяется деятельностью «Школы выживания в экстремальных ситуациях». Канский морской кадетский корпус – это школа юных мореходов. Шарыповский – это корпус-музей, все пространство которого наполнено экспозициями, созданными в результате поисково-исследовательских проектов. В Ачинском, родившемся на базе бывшего военного авиационного училища, учат ребят основам летного дела. По-своему интересна и каждая Мариинская гимназия.

Кадетское братство

Кадеты– Расскажите о достижениях наших кадетов и гимназисток.

Начнем с того, что из 2 646 выпускников 161 окончил кадетский корпус или гимназию с медалями. Кадеты и гимназистки – активные участники Всероссийской олимпиады школьников, а Красноярский кадетский корпус уже два года подряд лидирует в рейтинге учреждений края по итогам регионального этапа олимпиады. Он вошел в топ-500 лучших школ страны!

Ни одно значимое массовое мероприятие в краевом центре и в городах, где расположены кадетские корпуса, не проходит без участия кадетов. Ансамбль «Кадет» и студия «Солнечный свет» известны далеко за пределами края. Кадетские спортивные команды лидируют по отдельным видам спорта, а в состязаниях военно-спортивной направленности традиционно побеждают. Кадетские корпуса стали своеобразными военно-патриотическими центрами: здесь проходят соревнования допризывной молодежи, президентские состязания, спартакиада школьников, военно-спортивная игра «Победа».

Результативность работы по воспитанию юных патриотов отмечена Росвоенцентром при правительстве РФ. Уже три кадетских корпуса – Красноярский, Канский и Лесосибирский награждены Почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ».

Выпускники. Отслеживается ли их судьба?

Наши выпускники работают в различных сферах: это государственная служба и служба в силовых структурах; сфера образования и здравоохранения. Некоторые выбирают творческие профессии: среди них уже есть солисты-музыканты, вокалисты, актеры.

Главное отличие наших выпускников – это ценностное отношение к Родине, краю, семье, учреждению, которое окончили; сформированное чувство ответственности, способность жить в коллективе и занимать лидирующие позиции. Кадетское братство – это не миф, оно действительно существует. Наши выпускники еще в 2002-м создали свою ассоциацию. Они не просто встречаются, общаются, приходят в корпуса и гимназии, которые окончили, они, что очень важно, помогают друг другу. Ведь среди кадетов есть и дети-сироты, дети из неполных или неблагополучных семей, которые нуждаются в поддержке и добрых советах.

кадетыКак будет развиваться система кадетского образования? Появятся ли у нас новые кадетские корпуса и Мариинские гимназии? Что, может быть, изменится?

Мы не планируем увеличение количества кадетских корпусов. Их сеть оптимальна. Учебные заведения есть в центре, на западе, на востоке, на юге и на севере. И я считаю, что таких учебных заведений много быть не должно. При этом мы продолжим развитие идеи раздельно-параллельного образования, и для этого уже в ближайшее время откроем в Железногорске при кадетском корпусе Мариинскую женскую гимназию.

Но в основном сейчас мы делаем упор на содержательное развитие корпусов и гимназий. В перспективе – поэтапный переход на новые ФГОС, поскольку кадетские корпуса и Мариинские гимназии – это общеобразовательные учреждения. Но мы должны суметь объединить требования ФГОС и специфику кадетского и женского гимназического образования. Важно и сохранение особенностей каждого учреждения в отдельности.

Руководство страны сегодня уделяет большое внимание патриотическому воспитанию. А кадетские корпуса и гимназии справляются с этой задачей великолепно. Патриотический настрой здесь во всем – и в системе обучения, и в условиях проживания, и в том, как продолжаются лучшие традиции отечественной истории образования. Поэтому мы будем продолжать и развивать это направление.

Цифры

2 265 кадетов обучается сегодня в кадетских корпусах Красноярского края

546 гимназисток обучается в Мариинских женских гимназиях

До 70 % кадетов и гимназисток – жители городов

В 2002 году состоялся первый выпуск из кадетского корпуса. С этого времени и по 2013 год из стен корпусов и гимназий вышли 2 646 юношей и девушек.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности