Владимир Ланде: «Обычно я живу в самолете» Знаменитый дирижер считает Красноярский край уникальным местом

Владимир Ланде: «Обычно я живу в самолете» Знаменитый дирижер считает Красноярский край уникальным местом

8 сентября творческий сезон в краевой филармонии начался с эксперимента. На сцене большого концертного зала выступали сразу два оркестра – русских народных инструментов и Красноярский академический симфонический. Исполняли они уникальное произведение – «Хакасскую рапсодию» композитор Михаил Крутик написал специально для сибирских музыкантов. Это была мировая премьера и необычный для Красноярска проект, когда на сцену вышли 175 музыкантов.

Чем еще порадует красноярских любителей классики новый творческий сезон, — об этом нам рассказал главный дирижер Красноярского академического симфонического оркестра Владимир Ланде.

О планах

Ланде_1.jpg— Сочетание двух оркестров – симфонического и русских народных инструментов – довольно неожиданное, даже ошеломляющее. Можно надеяться, что продолжение сезона будет не менее захватывающим?

— Думаю, мы не разочаруем любителей музыки. Приезд пианиста Дениса Мацуева будет даже интереснее, чем в прошлом году. Он исполнит своего любимого Рахманинова, а во втором отделении покажет рапсодию в стиле блюз Гершвина. Денис известен тем, что виртуозно исполняет не только классику, но и джаз. Так что это тоже смелый эксперимент, когда подаются импровизации на известное произведение.

28 октября у нас концерт с Павлом Милюковым. Это восходящая звезда, скрипач с мировым именем – молодой, одаренный и очень необычный. Я уверен, концерт Чайковского в его исполнении прозвучит совершенно по-новому.

Интересный проект ожидает красноярцев в ноябре. К нам приезжает один из величайших пианистов современности Николай Луганский. В концерте примет участие актер и ведущий телеканала «Культура» Юлиан Макаров, который будет читать письма Рахманинова — получится литературно-симфонический вечер.

Думаю, интересным будет в начале весны 2018 года Транссибирский фестиваль с Вадимом Репиным – он всегда привозит интересных солистов, артистов, музыкантов.

А 28 мая продолжится наш экспериментальный проект с экстремальными видами спорта «Экстремальная классика». Нынче мы представим его в новом виде.

— В прошлом году нашим оркестром записаны первые диски. Насколько они популярны? Будет ли продолжение?

— Мы будем много записывать. Только что закончили большой компакт-диск советского композитора Вайнберга для самой крупной звукозаписывающей фирмы «Наксос». Также в течение года запишем произведения Эниота Шнайдера. Это один из самых востребованных композиторов Европы, который пишет не только музыку для кинофильмов, но и «серьезные произведения». Планируем сделать четыре компакт-диска, а это значит — четыре раза к нам будет приезжать Шнайдер и привозить солистов.

Один из дисков, который мы записывали в прошлом сезоне, получил самую престижную Европейскую премию – германских музыкальных критиков. По сути это германская «Гремми». Мы – второй оркестр в истории Советского Союза и России, который удостоился такой награды.

Наши диски будут продаваться в 144 странах. Но в Красноярске дистрибуции звукозаписи не существует. Я веду переговоры с филармонией о доставке и продаже здесь наших дисков. Мы хотим дать возможность любителям классической музыки в Сибири приобрести записи оркестра. Ведь получилось же перевести проекты звукозаписи в Красноярск, хоть это и стоило большого труда.

О современной музыке

— Вы охотно выводите на сцену произведения современных композиторов. Считаете, что их музыка отражает наше время?

— Мое отношение к современной музыке сформировалось, когда музыка была атональной. Этот эксперимент композитора Шонберга зашел слишком далеко. Вместо мелодии и гармонии, стали использовать арифметические принципы написания произведений. И мы получили большое количество композиторов, чьи творения не только не хотели играть, но и слушать. В результате создалось впечатление, что современная музыка – для элиты. Но мы дождались времени, когда снова появились композиторы, пишущие традиционную музыку. Хороших авторов много. В Америке – Джон Карельяно, Фред Лердол, Джеймс Айкман. Возможно, эти имена пока ничего не скажут нашей публике, но мы обязательно исполним их произведения. Будем уделять максимум внимания и современным российским авторам. Наш проект «Симфонии Сибири» доказал, что в России масса молодых талантов, у которых большое будущее. Даже в стенах Красноярской филармонии есть пара музыкантов, чьи сочинения заслуживают внимания.

— Вы с удовольствием выступаете с юными дарованиями. Есть ли в планах проект по поддержке и продвижению красноярских молодых музыкантов?

— Начиная с прошлого года, мы регулярно исполняем концерты с воспитанниками Красноярского музыкального училища имени Иванова-Радкевича. Думаю, и в этом сезоне предстоит как минимум два выступления с ребятами. В Красноярске прекрасная фортепианная школа, есть отличные солисты — скрипачи, виолончелисты, ударники. Молодежь работает с полной отдачей, смело. Я думаю, лучшие скоро выделятся и будут услышаны публикой на концертах и конкурсах. А мы помогаем им встать на ноги, понять, что такое жизнь музыканта, артиста.

О творческой атмосфере

— Предстоят какие-то изменения внутри оркестра?

— Мы уже начали систему творческих самоотчетов. Отчитались скрипки, альты, контрабасы – показали, какие они музыканты. В результате мы их посадили в ином порядке. Ждем самоотчета вторых скрипок и виолончели. Я уверен, что оркестр зазвучит еще лучше.

— Вы говорили: чтобы музыкант хорошо работал, нужно создать для него творческую атмосферу. Что вы вкладываете в это понятие?

— Музыкант не должен чувствовать себя атакованным дирижером. Дирижер – его музыкальный соратник, вместе с которым создается творческая концепция произведения. Я не только говорю артистам как играть, но и готов выслушать их видение. Если создашь позитивное настроение в оркестре, музыканты будут отдавать ту энергию, которая необходима слушателям для восприятия произведения.

— Но и материальное обеспечение играет роль. К сожалению, культура не на первом месте по финансированию.

— Я 28 лет прожил в Соединенных Штатах, где культура вообще не финансируется государством, рассчитывает только на частные фонды. И зачастую эта зависимость от спонсоров рождает проблему: люди, которые дают деньги, требуют исполнять то, что они слышали 60-70 лет назад по-старому. Идти вперед и показывать что-то новое очень сложно. А в России созданы условия, чтобы экспериментировать, подбирать репертуар по своему вкусу. Это необходимо для развития оркестра и образования публики. А Красноярский край вообще считаю уникальным местом. Здесь губернатор уделяет огромное внимание развитию искусств. Красноярцы могут позволить себе каждый вечер выбрать – пойти в театр или на концерт. И это презентации коллективов высокого уровня. Так что красноярцам повезло. Не во всех регионах такая ситуация. В Волгограде, например, за последние два года культура почти полностью уничтожена.

У нас еще не было случая, когда правительство края отвергло просьбу оркестра о помощи. Всегда воспринимают доброжелательно. И решают проблему.

— Вы уже больше двух лет работаете в Красноярске. Насколько прочно вы связываете себя с нашим городом? Когда вас спрашивают, где вы живете, отвечаете «в Америке» или «в Сибири»?

— Обычно я живу в самолете. Несмотря на то, что у меня есть место жительства в Балтиморе в США, я нахожусь там очень редко. Больше здесь, в Сибири. Так что я уже стал красноярцем.

ДОСЬЕ: 

Владимир Ланде — с апреля 2015 года главный дирижер и художественный руководитель Красноярского академического симфонического оркестра.

После окончания Санкт-петербургской консерватории по классу гобоя и фортепиано Владимир Ланде работал концертмейстером группы гобоев в Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии. И одновременно учился дирижёрскому мастерству у профессора Ильи Мусина.

В 1989 году уехал в США, где учился у выдающегося педагога Густава Майера. Гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Великобритании, России, Европе, Латинской Америке и Азии.

С 2008 года Владимир Ланде – главный приглашенный дирижер Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра и главный приглашенный дирижер Оркестра Национальной Галереи в Вашингтоне, музыкальный директор и дирижер камерного оркестра «Солисты Вашингтона», симфонического оркестра «COSMIC», камерного оркестра Университета «Джонс Хопкинс» и главный приглашенный дирижер Фестивального оркестра «Баханалия» в Нью-Йорке. Музыкальный директор и дирижёр фестиваля «Современной американской музыки» в Вашингтоне и «Интернационального музыкального фестиваля» в городе Талса, штат Оклахома.

Маэстро преподает в Американском университете и Консерватории в Вашингтоне, дает мастер-классы по всему миру.

Фото Красноярской краевой филармонии

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории