Уроки раскола Который произошел оттого, что с людьми не поговорили

Уроки раскола Который произошел оттого, что с людьми не поговорили

На эту неделю выпал один из самых печальных юбилеев во всей отечественной истории: 350-летие церковного раскола.

Это был далеко не единственный раскол в тысячелетней биографии русского православия, но по своему «поражающему эффекту» реформа Никона и то, что последовало за ней, вряд ли имеет аналоги в нашем прошлом – далеком и совсем недавнем.

Только на первый, самый поверхностный, взгляд значимость этого события не выходит за религиозные рамки. Массовые представления о расколе – это один куцый тезис, который я здесь привожу полностью. Патриарх Никон приказал креститься тремя перстами вместо двух, возглашать «аллилуйя» не дважды, а трижды, ходить вокруг аналоя против часовой стрелки, а не по часовой, класть поясные поклоны вместо земных, что-то поменял в церковном пении и книгах, велел писать «Иисус» вместо «Исус», что-то еще изменил по мелочи – и все это вызвало бунт среди церковнослужителей и населения, которое начало массово себя сжигать.

В ответ власть так же массово применяла казни и военную силу. Почему столь незначительные перемены обернулись столь масштабной катастрофой, в просвещенные времена объясняли просто – эпоха была дикая, страшная, народ сплошь темный, оттого фанатичный, попы в этом отношении от народа недалеко уходили. Теперешний, тем более образованный человек ни за что на такое не повелся бы… В пору государственного атеизма раскол приводился как показательнейший пример дурного влияния религии как таковой. По большому счету и сейчас многие считают так же.

Современный взгляд на это событие у людей если не верующих, то хотя бы интересующихся историей православия принципиально не отличается от массового тезиса и дополняется лишь тем, что в расколе обе стороны были не правы и никоновские перемены действительно ничего не меняли в содержании веры – Сергий Радонежский крестился двумя перстами, Серафим Саровский – тремя, а оба почитаются как величайшие русские святые…

Катастрофа же произошла от столкновения двух непомерных гордынь – Никоновой и Аввакумовой, никто не хотел уступать, а народ был действительно темен. И церковь виновата – по словам Василия Ключевского, за пятьсот с лишним лет она так и не растолковала народу разницу между обрядом и догмой…

Безграмотность духовенства, столь красочно описываемая современниками и тем более потом, – утверждение, если вдуматься, спорное. Сочинения протопопа Аввакума, заслуженно признанного потомками лучшим русским писателем своего столетия, оставляют совершенно противоположное впечатление – автор свободно цитирует не только Священное Писание, но и показывает невероятную осведомленность в литературе, публицистике и даже в международном положении своего времени. Причем цитирует по памяти, поскольку большую часть своих произведений написал сидя в яме. А ведь был Аввакум обычный деревенский поп, сын деревенского попа, пьющего к тому же… И его антипод Никон, один из самых образованных людей века, – мордвин, сирота, выбившийся в полунищую касту тех же сельских священников и ушедший в монахи после гибели семьи во время эпидемии…

Что же касается народа, то вряд ли темная, ничего не понимающая толпа станет поднимать вселенский бунт из-за «опечаток», о которых сейчас не каждый дипломированный филолог знает.

Историк Н. Лукин в своей работе о народных представлениях о государственной власти дает, по-моему, единственно понятное объяснение психологии той катастрофы. Раскол нужно рассматривать в свете трех абсолютных святынь, на которых держался мир русского человека того времени – Веры, Царя и России. Цепная реакция была такова. Россия населена такими же грешными людьми, как и прочие страны, но миссия ее священна – она последний оплот истинной веры в мире, уходящем от чистого слова Христа. Эта миссия требует хранить даже «единый аз» веры – и тут патриарх покушается подправить ее. И по чьему образцу – греков, уже дважды отступивших от истины, наказанных за это Богом падением Царьграда и Византии! Кто может остановить надвигающуюся беду? Только помазанник Божий! Царь сам по себе может быть слаб и грешен, но миссия его так же священна, он должен защитить. Но вместо этого помазанник начинает сажать в ямы, вешать, жечь… Так рухнули все три русских столпа. Для людей, пусть и не самых грамотных, но искренних, думающих, это был действительно вселенский ужас, по сравнению с которым огонь – спасение.

К этой вполне убедительной картине следует добавить еще один простой штрих. Датой раскола считается 25 мая 1666 года, когда Большой Московский Собор отправил протопопа Аввакума и его товарищей в северную ссылку и, кстати, низложил Никона. Но отсчет следует начинать на десять лет раньше, когда патриарх только объявил о намерении внести некоторые исправления в книги, и, естественно, нашелся человек, поинтересовавшийся: а, собственно, почему, с какой, простите, целью? Но вместо внятного ответа епископ Павел Коломенский получил ссылку, а в ссылке – смерть, и то же полагалось всем прочим, задающим такие вот вполне естественные вопросы. Власть сочла народ дураком и включила репрессивную машину мгновенно, без всякого, даже минимального, объяснения своих намерений. За эту ее беспросветную глупость, натуральную темноту поплатились все.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за