Свой – чужой Первобытный человек внутри нас

Свой – чужой Первобытный человек внутри нас

В начале 90-х в доме отдыха на берегу Иссык-Куля угораздило меня попасть в некрасивую историю. Один отдыхающий из местных прицепился к моему приятелю, исполнял вокруг него беспрерывный танец с саблями, обзывал нехорошими русскими словами и требовал денег.

Требовал на том основании, что приятель из Казахстана, сам же он киргизский гражданин, а «казах – младший брат киргиза», поэтому «давай делай мне красиво». Хулигана пытались урезонить трезвые местные обыватели. Один из них назвался его старшим родственником, что по местным меркам обязывало слушаться. Он говорил хулигану: «Джаныш, если ты его ударишь, ты все равно что меня ударишь. Тетю свою ударишь. Маму ударишь. Дядю Алибека ударишь. Успокойся, пожалуйста». Собравшиеся вокруг соотечественники, числом не менее десятка, усердно кивали в знак согласия и произносили что-то грозное и возвышенное. Но ни тетя, ни мама, ни даже дядя Алибек не смогли прервать воинственный танец. Дело неотвратимо близилось к мордобою. Тогда один из местных русских отозвал меня в сторону и сказал, что, если я попробую ввязаться за приятеля, бить будут уже нас, причем те самые люди, которые минуту назад красноречиво (и, по-моему, искренне) призывали Джаныша к миру. «Тут уже неважно, что он не прав».

Общеизвестно, что формула «чужой = враг; свой = друг» присуща древнейшему сознанию. «Свое – чужое» было прототипом первых представлений о добре и зле в те времена, когда изгнание из племени считалось более тяжким наказанием, чем смерть.

Считается, что в новейшее время все эти первобытные дикости заменили общечеловеческие ценности, личная ответственность каждого индивидуума и правовое государство. Однако наивно было бы считать, что это действительно так. Древнее сознание живет по сей день, и отнюдь не только в среде подростков с неблагополучных окраин или народов, которые принято считать отсталыми. Иногда так ведут себя целые группы стран, промышленные, силовые, чиновничьи кланы. Отсюда же избирательное правосудие, которое в первую очередь смотрит на сословную принадлежность обвиняемого и потерпевшего (как по Вышинскому), а уже затем определяет свое отношение к материалам следствия. Так называемая «корпоративная этика» также во многом построена на первобытных пережитках.

Соцсети Британии, как нынче принято говорить, «взорвал» некрасивый случай. Студент Кембриджского университета в черном костюме при белой бабочке подошел к нищему, достал из кармана двадцатифунтовую бумажку и, когда счастливый бродяга протянул руку за подаянием, поджег ее. Разумеется, искрометную шутку снимали друзья. Видео выложили в Сети. Обрушился поток гневных комментариев. Шутника потребовали исключить из вуза, и ректорат вроде как пошел навстречу, но к началу учебного года дал полный назад и то же самое рекомендовал сделать всем осуждавшим его студентам. Кембридж, как известно, кузница джентльменов, а парнишка – родственник первого министра Шотландии. Юноша этот, зовут его Рональд Коин, кстати, принес свои извинения. Университету, а не нищему, конечно. Простите, написал, что выпил лишнего и бросил тень.

Наконец, совсем удивительно бывает, когда рецидивы племенной морали возникают в самых, по определению, передовых мозгах, т. е. в мозгах творческой элиты. Что и демонстрирует двухнедельная эпопея с домашним арестом режиссера Серебренникова, подозреваемого в присвоении 68 казенных миллионов. Богемное единодушие твердо, как кремень. Столичные театры начинают послеотпускной сбор с домашних митингов протеста. Мировые светила подписываются под петициями в защиту. В либеральной прессе по давней традиции поминается 37-й год. Из нового – аллюзии с расстрелом (т. е. Серебренникова уже поставили к стенке) Мейерхольда. При этом самая важная деталь – вопрос о миллионах – не поднимается в принципе, поскольку он относится к внешнему миру, перед которым (см. выше) никакой вины быть не может.

Говорю об этом, совершенно постороннем для нас, провинциалов, зрелище не только потому, что вещают о нем, кажется, все бытовые приборы, а ради простого вывода – в определенные моменты жизни разница между племенем лауреатов всех премий и племенем гопников «с нашего двора» исчезающе мала.

А та история на Иссык-Куле получила весьма необычный финал. Пока мне растолковывали особенности тамошнего правосознания, Джаныш все-таки съездил моему приятелю по физиономии и тут же исчез, потому что кто-то из отдыхающих уже вызвал милицию. На следующий день санаторий наполнился почтеннейшими родственниками хулигана, среди которых были и тетя, и мама, и дядя Алибек. Они выставили на стол барана, сваренного целиком, и до часу ночи мы пили за дружбу народов и за то, чтобы приятель забрал заявление.

Фото: pixabay.com

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции
Без рубрики
23 апреля 2024
Министр, смените тон
На недавней встрече в Минске министров иностранных дел стран СНГ глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин сделал замечание российским правоохранительным органам