Сам себе инспектор Как разобраться в аварии самостоятельно

Сам себе инспектор Как разобраться в аварии самостоятельно

С лета прошлого года российские водители обязаны самостоятельно, без инспектора, оформлять все мелкие ДТП – с незначительным материальным ущербом и без пострадавших. В Красноярске, к примеру, за первые месяцы этого года почти треть протоколов из более чем 8,5 тысячи аварий автовладельцы оформили без помощи ДПС. Однако сомнения у участников движения до сих пор остаются, ведь нюансов на самом деле множество. На вопросы «чайников» и опытных «пилотов» в ходе прямой линии в редакции нашей газеты ответил начальник штаба полка ДПС ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Вадим БОЛЯБАНОВ.

Алгоритм действий

«НКК»:

– Какая часть ДТП оформляется водителями без инспекторов? И в каком случае нужно сообщать в ГИБДД об аварии, а в каком не обязательно?

В. Б.:

– В Красноярске самостоятельно водители оформляют порядка 30–40% ДТП. Есть два варианта такого оформления. Самый простой – «европротокол». В этом случае можно вообще не сообщать в полицию о происшествии, самостоятельно составив все бумаги. Основные условия – ущерб не более 50 тысяч рублей, водители имеют все необходимые документы и действующие полисы ОСАГО, нет пострадавших, ни у одного из водителей нет признаков алкогольного опьянения. И, естественно, кто-то из участников должен признать себя виновником аварии.

Еще одна возможность – оформление аварии по пункту 2.6 Правил дорожного движения. Условия здесь те же – наличие полиса, документов, отсутствие пострадавших, все трезвые, но материальный ущерб в этом случае может составлять до 400 тысяч рублей. Отличие – необходимо сообщить о происшествии в госинспекцию и дооформить материалы в подразделении или при помощи ближайшего наряда ГИБДД. При этом полицейские к вам на место происшествия не выезжают. Вы сами добираетесь до ближайшего к вам пункта, их у нас четыре: ул. Калинина, 84, ул. Промысловая, 45, ул. 60 лет Октября, 113, ул. 2-я Брянская, 59.

В обоих случаях водители сначала самостоятельно определяют, кто виноват, затем снимают место происшествия. Обязательно одна фотография должна быть обзорной, а другие детальные – по повреждениям авто. Особого мастерства не требуется – главное, чтобы было видно расположение машин на дороге: съемку производите метров с пяти перпендикулярно автомобилю. Если же участники ДТП нарисуют схему, это намного упростит дальнейшие действия. Кроме того, виновник должен написать объяснение, где признает себя виновным. Второй участник также должен изложить обстоятельства аварии письменно. Для страховой заполняются извещения о ДТП – это бумаги, которые выдаются вместе с полисом.

Николай:

– Нужно ли делать замеры рулеткой, как это делают инспекторы?

В. Б.:

– Если вы обучались этому, сделайте. Но в правилах не указано, что водители должны производить замеры, обычного фото и схемы достаточно.

Алексей Никулин:

– Обязательно ли вызывать инспекторов, если нет фотоаппарата?

В. Б.:

– Можно обойтись без снимка. Если участники нарисовали схему и пришли к единому мнению, кто виноват, оформляйте самостоятельно. Инспекторов нужно вызывать, если есть пострадавшие. Даже если скорая не приезжала, а кто-то потом планирует обратиться в больницу, все равно вызывайте. Если один из участников пьян, не имеет водительского удостоверения – вызывайте. Но и в этих случаях нужно соблюдать алгоритм: делаем схему, убираем машины с проезжей части. В противном случае сотрудники ДПС составят протокол и выпишут штраф за помеху движению.

Надо быть честным

Татьяна Пантюшина:

– Как определить, кто виновник?

В. Б.:

– Универсальных советов нет. Водители должны быть честны перед собой. Обычно виновник понимает, что нарушил правила. Просто не каждый признает. Вот для примера самая распространенная ситуация – несоблюдение дистанции. В подавляющем большинстве случаев виноват тот, кто ехал сзади. Но ведь некоторые упираются.

Вообще нам на некоторые ДТП, если в них нет пострадавших, не рекомендуется даже выезжать. Это наезд на стоящее транспортное средство, на препятствие, столкновение транспортных средств при несоблюдении дистанции, столкновение на нерегулируемом перекрестке, при выезде с прилегающей территории, на прилегающей территории и во дворах.

Станислав:

– Как мне оценить, сколько стоит царапина или вмятина, я же не специалист? И что делать, если неправильно рассчитал?

В. Б.:

– Вы можете оформить аварию самостоятельно в соответствии с Правилами дорожного движения, пункт 2.6. Тут сумма ущерба составляет до 400 тысяч. Уверен, что при незначительной аварии этого хватит оплатить ремонт, если вы ездите не на Bentley. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы с 2017 года можно было оформлять «европротокол» при сумме ущерба до 400 тысяч.

Станислав:

– А если участник происшествия признал себя виновным, но потом пошел на попятную?

В. Б.:

– Такие ситуации случаются. Если есть фото, схема, свидетели или видеорегистрация, то вопрос решится достаточно быстро. Сегодня практически все улицы Красноярска под видеонаблюдением, так что найти доказательства достаточно просто.

Жанна Анохина:

– Можно ли соглашаться, если виновник предлагает деньги? Жалко же человека, у него страховка вырастет?

В. Б.:

– Ели вы способны адекватно оценить ущерб, можно и принять компенсацию, зафиксировав происшествие и убрав машины. И не забудьте расписки написать друг другу про отсутствие претензий и обозначьте в них сумму компенсации. Это даст подстраховку в случае спорных ситуаций. Но учитывайте, что при ДТП есть и скрытые дефекты, которых вы первоначально не увидите. Обычная вмятина может вылиться в дорогостоящий ремонт.

Тамара Викторовна:

– Если мы по неопытности неправильно определили, кто виновник, как потом будет решаться вопрос? Что важнее – признание или факт самого нарушения?

В. Б.:

– Малейшие сомнения, споры, невозможность прийти к общему решению – вызывайте ДПС. Мы обязательно будем выезжать на такие происшествия.

Татьяна:

– Не успели убрать автомобили, и образовалась пробка. Кого за медлительность будут штрафовать – виновника или двух участников ДТП?

В. Б.:

– Слова «медлительность» в законе не существует. Там говорится лишь о том, что водители не выполнили требования убрать помеху с проезжей части. Для сотрудников ДПС доказательством вины будет считаться затор перед местом ДТП. Протокол выписывается каждому.

Если документы на аварию составляете по пункту 2.6 Правил дорожного движения, для дооформления необходимо обратиться в пункты ГИБДД. В Красноярске они находятся по адресам: ул. Калинина, 84, ул. Промысловая, 45, ул. 60 лет Октября, 113, ул. 2-я Брянская, 59

Внезапные ямы

Анна Ивановна:

– Что делать, если я въехала в яму и повредила машину? Виноваты дорожные службы?

В. Б.:

– Тут также нужны фото, видео, схема, необходимо измерить препятствие, которое привело к повреждениям транспортного средства, и попытаться доказать, что яма появилась внезапно. Только тогда можно будет предъявлять претензии к дорожным службам, которые своевременно не устранили дефект дороги.

Анна Ивановна:

– Как это – внезапно?

В. Б.:

– Допустим, яма была скрыта лужей. Вы же не могли предполагать, что там глубина полтора метра.

Ирина:

– Если второй участник скрылся, и у меня нет ни видео, ни свидетелей?

В. Б.:

– Обязательно вызывать сотрудников полиции. Такие случаи требуют дополнительной проверки.

Ирина:

– Некоторые водители после аварии ругаются, ведут себя неадекватно, даже разбираться не хотят, кто виноват. Как быть в таких случаях?

В. Б.:

– Сразу же вызывайте сотрудников ДПС, если второй участник не идет на контакт. Телефоны 127 или 02. И обязательно предупредите о неадекватном поведении второго участника ДТП.

Жанна:

– Можно отпустить виновника съездить домой на такси, если он забыл полис?

В. Б.:

– Обычно к таким уловкам прибегают те, кто не хочет раскрывать свою личность. Не стоит позволять покидать место ДТП, а лучше вызвать сотрудника ДПС. Однако учитывайте, что сегодня все большее распространение получает электронный полис. Так что страховки водитель может при себе и не иметь.

Светлана Шевелева:

– Зачем нужны аварийные комиссары и что это за люди? Когда их нужно вызывать?

В. Б.:

– Никакого отношения к полиции они не имеют, ничего не знаю об их квалификации. Оформить ДТП предлагают даже таксисты за символическую сумму. Пока юридической основы деятельность этих граждан не имеет. Ваше право отказаться или согласиться на их услуги. В некоторых страховых компаниях есть сотрудники, которые выезжают на ДТП и оказывают помощь по заполнению извещения «европротокола».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт