Реформа образования: куда движется Россия? Последние новости касательно образовательных преобразований в стране вызывают весьма острую реакцию со стороны россиян – школьников, студентов, родителей, педагогов, общественных деятелей. Даже премьер-министр Владимир Путин заявил главе Минобразования РФ Андрею Фурсенко: «Если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, то, мне кажется, они перестарались».

Реформа образования: куда движется Россия? Последние новости касательно образовательных преобразований в стране вызывают весьма острую реакцию со стороны россиян – школьников, студентов, родителей, педагогов, общественных деятелей. Даже премьер-министр Владимир Путин заявил главе Минобразования РФ Андрею Фурсенко: «Если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, то, мне кажется, они перестарались».

Введение новых образовательных стандартов для старшеклассников – лишь часть поправок в федеральный законопроект «Об образовании», предложенных профильным министерством. По сути, сейчас страна решает, что произойдет в целом с системой образования (всех ступеней) в ближайшем будущем. А точнее – до 2020 года. Смогут ли дети перестроиться с изучения обязательной программы на составление собственного учебного плана? Что произойдет с социальными гарантиями для студентов? Начнут ли вузы выпускать не только экономистов с юристами, но и востребованных «технарей» и «инноваторов»? По своей значимости реформа образования на одной ступени с переустройством российской милиции в полицию. А скорее всего – и выше. Ведь хороший полицейский, как и любой специалист, не может быть неграмотным. Образование – фундаментальная вещь для любого цивилизованного общества. И любые новации вызывают «консервативный гнев» и стремление «оставить все как есть, лишь бы хуже не было». В сегодняшнем номере стартует новый проект газеты «Наш Красноярский край» – диалоговая площадка «Тема. Дискуссия. Экспертиза». И начать мы решили с образовательного вопроса. Слово политикам, экспертам, а также простым россиянам, блоггерам – пользователям Интернета.

 

«Против»

Татьяна ВОЛОТКЕВИЧ, депутат Законодательного собрания края

– Мне кажется, корень наших бед в реформировании образования лежит на поверхности. При любой модернизации сначала необходимо обозначить основные ее векторы, пути развития и только потом писать законы. У нас все наоборот. Де-юрев России такой концепции так и нет. Де-факто – есть, но ни один из федеральных руководителей не рискнет ее озвучить: сокращение государственных расходов на образование. Постепенный уход государства из этой сферы, ее перевод на «частные рельсы».

Я уверена в одном: отмена всех видов стипендий – вступление в конфликт с основными положениями Конституции. Студенты будут фактически разделены на богатых и бедных. Это путь к правовому расслоению. У ребят из сельской местности, по сути, исчезнет возможность получения доступного высшего образования. Приехать из деревни в большой город, жить там, учиться без социальной поддержки – будем честными, невозможно. В глубинке часто нет работы, там проживает много малообеспеченных семей. А те, кто рассуждает в ключе: «Пусть устраиваются на работу – например, официантами», наверняка не сталкивались с реальной студенческой жизнью. Нельзя найти постоянную работу без ущерба для учебы. Какой работодатель возьмет студента, которому постоянно надо быть на лекциях и семинарах? А сессия? Во время нее человек на месяц оказывается вне рабочего ритма.

Необходимо помогать нуждающимся студентам. Дополнительно поощрять талантливых. Ведь академическую стипендию получают лишь хорошисты и отличники. И у тех, кто приехал из провинции, должен быть такой стимул. Учиться для себя. И быть поощренным, чтобы на пропитание хватало. И дети из деревень, где 5 предметов вел один учитель, будут стараться изо всех сил, чтобы получить знания и одновременно добиться поощрения. Иначе как нам искать Ломоносовых? Даже если такой и появится где-нибудь далеко от мегаполиса и даже если он доберется до большого города, у него не хватит средств, чтобы выучиться в специалиста. Добавить к природному дару практических знаний и умений. Япония сейчас ставит вопрос о 100-процентном получении своим населением высшего образования. А мы, в свою очередь, говорим о его сокращении.

Думаю, на уровне Министерства образования РФ привыкли мыслить «высшими материями». Возможно, они и правда хотят сделать как лучше. Но тогда мы должны ответить на вопрос, чего хотим добиться реформами? Готовить специалистов высокого класса? Или имитировать доступность высшего образования? С одной стороны, президент России говорит: «Будущее страны – в инновационном пути развития». С другой – «Мы сталкиваемся с безответственностью разработчиков закона». Нам предлагают оставить фактически два обязательных предмета для изучения в старших классах – физкультуру и ОБЖ. Все остальное – постольку-поскольку. А кто тогда будет развивать высокотехнологические производства?

Страна должна двигаться в разрезе президентского послания: развитие науки, внедрение инноваций, подготовка школьников-«высокоточников». Руководители государства четко понимают: без этого Россия обречена на превращение в сырьевой придаток мощных стран. В свое время, после перестройки, когда рушились целые отрасли производства, именно активная позиция общественности помогла сохранить российское образование в его классическом виде. Верю, что и сейчас мы все вместе сможем убедить федералов в своей правоте.

 

«За»

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ

– Инновационный человек прежде всего тот, кто работает с первоисточниками, а не занимается пересказом сообщений, тиражируемых некоторыми СМИ. Скажу вам как первоисточник: новые стандарты образования нацелены на воспитание как раз таки инновационного человека. Того, кто выбирает для себя учебные курсы на основании собственных знаний. Он несет ответственность за свой выбор. Именно такой человек готовит себя к созданию чего-то нового в будущем. Но это возможно в одном случае: когда человек идет не по проторенной кем-то тропе, а выбирает свой путь. Новые стандарты образования прежде всего нацелены на воспитание подрастающего поколения – инновационных людей. Они будут не только хорошо знать интересные для себя школьные предметы, но и иметь глубокую фундаментальную базу. Причем получать они будут ее не в последний год, когда учителя натаскивают детей на сдачу выпускных экзаменов, а на протяжении всего периода школьного обучения. В этом главное отличие новых образовательных стандартов.

Заявление Владимира Путина по поводу законопроекта я не считаю колкостью. Я рассматриваю его как повышенное внимание председателя Правительства Российской Федерации к реформам в сфере образования. Только максимально широкое общественное обсуждение закона поможет найти оптимальные варианты его реализации. И в принципе, мои ответы удовлетворили премьер-министра. Отмечу, что ни одно решение в министерстве не принимается без проведения общественной экспертизы. И в этот раз тоже.

Здесь, на Красноярском экономическом форуме, мы провели заседание с участием ректоров федеральных вузов, посвященное развитию и перспективам высшей школы образования в России. Разговор получился интересным. И не выглядел, как будто мы «гоняли мысли по голове». Красноярская беседа будет иметь полезное практическое применение – в том числе и в плане поправок в федеральный закон «Об образовании». В Красноярске представителями образовательной, научной, предпринимательской деятельности были сформированы требования к современному университетскому образованию. Экспертное сообщество требует постоянного движения вперед! Чтобы мы не останавливались, а постоянно развивали образовательную систему до наиболее современных стандартов. Высшая школа должна плотно взаимодействовать с экономикой страны, готовить необходимых, востребованных специалистов – особенно для инновационных производств.

Для вузовского развития очень важно продолжить дальнейшую интеграцию науки и образования. Де-факто она происходит – и очень активно. Здесь, на КЭФе, был ректор Дальневосточного федерального университета, расположенного на острове Русский. И этот новый вуз наверняка будет успешен. Потому что практически все ведущие ученые Владивостока преподают либо руководят университетскими подразделениями. Сотрудники академии наук могут вести серьезную научную работу на современном университетском оборудовании. И параллельно учить студентов. И в самой РАН идет активное развитие образовательной системы. Там создан академический университет под руководством нобелевского лауреата Жореса Алферова. Я считаю, практика образовательно-научной интеграции должна быть продолжена. Тогда мы сможем максимально использовать широкий образовательный потенциал страны.

 Экспертиза

«Не каждый посещал больницу. А в школе учились все»

Наталья КОПЦЕВА, декан факультета искусствоведения и культурологии СФУ, профессор, доктор философских наук

– В целом я поддерживаю реформы, которые проводит Министерство образования и науки РФ. Вижу в них заботу о стратегической безопасности России, о ее самом главном стратегическом ресурсе – интеллектуальной элите. Представляется, что одна из целей законодательных поправок – сделать существенный шаг для вхождения России в международное образовательное пространство. Прежде всего европейское. В развитых странах есть существенный момент, связанный с репутацией высшего учебного заведения, – когда работодатель точно знает, чего ему ожидать от человека, имеющего диплом того или иного вуза. Россия идет по пути всего остального цивилизованного мира в своей образовательной политике. И чем раньше мы начнем заниматься решением этих проблем, тем быстрее займем свое собственное место в клубе мировых держав – держателей современного образовательного стандарта.

Важная социально-экономическая проблема, которая может быть решена через реформу образования, – необходимость модернизации российской экономики через подготовку современных инженерно-технических специалистов. В ближайшее время перед средней и высшей школой России будет поставлена задача увеличить качество инженерного образования в стране и начать подготовку как раз современных инженеров. Также государство решительно разворачивается в сторону качественного улучшения физико-математического и естественно-научного профиля средней и высшей школ. Так, при СФУ будут созданы две специализированные средние школы для углубленной подготовки по физике, математике, химии, биологии. Выпускники этих школ и составят основу для качественного набора студентов по инженерно-техническим специальностям, которые так необходимы сегодня нашей стране для развития ее промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, для развития науки и технологического конструирования.

Павел СЕРГОМАНОВ, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

– Реформа российского образования давно назрела, причем на всех его ступенях. Современный мир уже много лет посылает системе образования как минимум два четких сигнала: «Рыночному обществу необходимы кадры, востребованные на рынке труда, компетентные кадры» и «Необходимо эффективнее расходовать бюджетные средства, средства налогоплательщиков». Мы с этим справляемся не в полной мере. Конечно, есть интересные коллективы и учреждения, работающие по-новому. Но системного, массового «слома», «сдвижки» пока не произошло.

В советской системе образования много бесспорных плюсов. Но время изменилось. Прежде всего – экономика. Необходимо рассматривать образование как эффективную социально-экономическую сферу. Там, где можно потратить меньше без потери качества, надо тратить меньше. А там, где необходимо увеличение финансирования, – увеличивать. Мы должны понимать, какие результаты мы получим. Мы должны обществу показать их, эти новые результаты, и убедить, доказать, что это стоит сколько-то – не больше и не меньше.

В целом, мне кажется, очень важно не поторопиться с реформами. Такие фундаментальные, затрагивающие всех людей вопросы не решаются быстро. В ряде стран реформа образования рассчитывалась на 30–50 лет. Шла скрупулезно, постепенно, вместе с обществом. Образование – основополагающая вещь. Не каждый человек посещал больницу. Зато в школе учились все. Образование касается всех. И подходить к изменениям образования необходимо как никогда основательно.

Могу сказать, например, что в интегрированном законопроекте «Об образовании» отсутствует начальное профессиональное образование как образовательная ступень. Если его прямо сейчас убрать, многим детям некуда будет идти. В техникумы и вузы смогут поступить не все. И что останется тогда этим ребятам?

Татьяна КАЗАНОВА, директор Красноярской средней школы № 10, депутат Красноярского городского Совета

– Меня удивили слова министра Фурсенко о том, что школьная реформа воспитает инновационных людей. «Что он подразумевает под этими словами?» – спрашивает большинство родителей. – «Ведь Шариков в «Собачьем сердце» тоже был инновационным…» У меня же как руководителя школы с большим стажем, как у учителя русской словесности тоже много вопросов. Как можно привить любовь к Отечеству без обязательного преподавания русского языка и литературы? Не думаю, что мы этого добьемся с появлением патриотического предмета «Россия в мире». Добродетелям в первую очередь учит великая классическая литература. Что будет, если мы ее фактически уберем из «арсенала» старшеклассников?

Что случится с такими школами как наша – профильными? С углубленным изучением физики, математики, информатики. Правовое поле не оговорено. Как нам действовать, если поправки примут? А где взять деньги для создания в школах современных лабораторий, закупки инновационного оборудования? Согласно предлагаемым стандартам ответственность за это будет лежать на директорах школ. Но финансирования на всех не хватит! Утопично предполагать, что в нынешних условиях бюджет сможет помочь каждому.

Я понимаю, что у Министерства образования РФ свое видение. Но все-таки здесь необходимо искать компромиссы. Согласна, что у ребенка в старших классах должна быть возможность выбора. Но разве его нет сейчас? Мы как и многие другие прогрессивные школы давно ввели систему профильного обучения для старшеклассников – причем опять же по инициативе федерального министерства. И только-только начинаем ее отрабатывать. Думаю, надо продолжать этот процесс, а не заниматься бесконечным тасованием реформ.

Голос блогосферы

«Любая реформа начинается с информационной подготовки общества»

konan-vesti 

«В стандарте есть один шокирующий недостаток и одно кажущееся достоинство. Недостаток в том, что школьникам навязывают четыре обязательных предмета (в новом варианте они названы общими): физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, «Россия в мире» (призванная воспитать патриотизм) и некий «индивидуальный проект» (во внеурочное время). Кажущееся же достоинство в том, что старшеклассник сможет изучать не все предметы, а только те, которые ему нужны для поступления в вуз». 

ivanov_maksim 

«Все реформы в России терпели крах еще до их начала. Они не разъяснялись людям. Народ их не понимал и не принимал. Сегодня мы видим чудовищную дезинформацию, непонимание проекта стандарта, иногда просто вранье по всем СМИ. Сам проект, по-моему, никто не читал. Анализируют на слух. Нормальной дискуссии нет. Есть истерика, страх и испуг. Стандарт не ругает только ленивый. А любая реформа начинается с информационной подготовки общества» (цитата из письма директора Краеведческого музея Петрозаводска Михаила Голденберга – Ред.).

sasha237

«Есть тезис о том, что наша система образования несколько устарела, отстала от жизни, деградировала, нуждается в реформировании, модернизации. Полностью согласен с этим положением. Причем система образования устарела еще лет 20 тому назад, но так сложились историческое обстоятельства, что было не до реформ. Хотя о самих реформах говорили еще 30 лет тому назад. Да и вообще реформирование системы образования – это непрекращающийся постоянный процесс. Только у нас идея хорошая, а вот ее реализация…» 

pronkou

«Могу сходу сказать для тех, кто готов учить меня тому, что «у нас мало учителей, способных этот стандарт освоить», – они совершенно правы, так оно и есть. Но ведь надо же ставить планку, чтобы осваивали. Там (в новых стандартах образования – Ред.) не зря задан некий период освоения – аж до 2020 года. У вас восемь лет или девять лет. Девять лет, товарищи учителя, чтоб освоить его… Смысл в том, чтоб выпустить ребенка, который не только знал, но что еще важней – владел. Умел бы из этого знания извлечь какую-то корысть, какую-то пользу существенную… Так что вокруг этого началось! А началось, как всегда, с великой лжи. У нас обязательно с этого начинается. Что «вот, есть обязательная физкультура и обязательное спасение от террористов, ОБЖ…» «А вот математику и русский, значит, они забудут» (цитата из интервью зама научного руководителя ВШЭ Льва Любимова – Ред.). 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за