Разрушить оказалось просто Как нам не потерять духовные традиции

Разрушить оказалось просто Как нам не потерять духовные традиции

В селе Сухобузимское в ближайшее время планируют установить поклонный крест около Свято-Троицкого храма. Средства на него собрали всем миром. Сам же старинный храм находится пока в полуразрушенном состоянии – и только в конце этого лета, впервые за 80 лет, там была совершена литургия.

Молчаливый укор

Заложена церковь была в 1793 году по грамоте тобольского архиепископа Варлаама. Теплый Троицкий придельный храм на первом этаже здания освящен 30 июня 1801 года. На месте, где планируют поставить крест, когда-то было старинное кладбище. Там похоронен и отец нашего знаменитого земляка – Иван Суриков. В этой церкви бывала на службе, исповедовалась семья Суриковых, здесь венчалась старшая сестра художника – Елизавета, здесь отпевали отца художника. Но от печальной судьбы храм это не спасло.

В советский период его закрыли. В 1930-е годы здание передали под сельский клуб, а в 1970-е здесь случился сильный пожар. Сейчас даже сложно представить, сколько труда и средств понадобится, чтобы вернуть храму первоначальный облик.

А сколько вообще церквей по краю утратили свою былую красоту и величие, едва-едва сохранив кирпичные стены? Кое-где, правда, и этого не осталось.

Многие из уцелевших представляют особую ценность, получили статус объекта культурного наследия.

Так, например, безмолвным укором с трассы Красноярск – Ачинск возвышаются стены Никольского храма в поселке Большой Кемчуг. В прошлом году там – впервые за 90 лет – был совершен молебен. Местные жители убрали мусор и попытались навести хоть какой-то порядок. Здание почти разрушилось – ему почти 180 лет. Еще в XIX веке жители поселка и близлежащих деревень решили собрать деньги и возвести красивый храм. Действовал он до 30-х годов XX века. Потом стал зернохранилищем. Около 60 человек с прихода были репрессированы. Сейчас от церкви только стены остались. Негативно влияет и заболоченность места – будет ли что восстанавливать, когда наконец-то найдутся средства? Сколько едешь мимо того места – столько и надеешься: вдруг что-то уже изменилось…

Хорошо, что есть и другие примеры.

Колокол для свинарника

Стоит отъехать от Красноярска километров 100 на восток – и вот, величественная церковь в Ольгино Уярского района, с более чем вековой историей. И здесь еще работы немало, но все же средства выделялись, что помогло сохранить здание, не дать ему окончательно разрушиться.

Храм был построен в 1897–1898 годах и освящен во имя святой равноапостольной княгини Ольги во время прокладки Средне-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.

Сохранились упоминания о ней в путеводителе, изданном в 1900 году:

«Для духовно-нравственныхъ потребностей, какъ железнодорожныхъ служащихъ, такъ и новоселовъ Ольгинскаго селения, съ Высочайшего соизволения на средства фонда имени Императора Александра III-го сооружена здесь деревянная церковь во имя св. Ольги и въ честь Ея императорского высочества Великой Княжны Ольги Николаевны».

Сейчас приезжают в Ольгино священники, пусть и не каждое воскресенье.

В этом году в соседнем Уяре проводились работы в церкви Спаса Преображения.

– Львиную долю составили государственные средства, добавляли и прихожане, и меценаты, – рассказывает бывший древлехранитель Канской епархии, протоиерей Алексей Богомолов. – Маковки перекрасили, заменили окна. Важнейшей задачей было отремонтировать кровлю: во время дождя она протекала. Что примечательно, храм постоянно был действующим, насколько я знаю, его закрывали всего на шесть лет в 40-е годы прошлого века.

В том же районе в небольшом населенном пункте Новоалександровка была красивейшая церковь, освященная в честь Покрова Божьей Матери. После пожара ее переосвятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1960-е годы церковь постигла обычная судьба таких зданий: использовали как зерносклад, потом – как место для сельскохозяйственного инвентаря.

Сохранились, что бывает нечасто, воспоминания об этом храме, составленные на основе исторической справки и сведений из книги «Летопись земли Уярской» Г. Мосунова:

«Церковь была очень красивой. Имелась колокольня, большой колокол и несколько маленьких. Сияющие на солнце кресты видны были за несколько верст в округе. Собирались на великие праздники жители окрестных деревень: Ново-Пятницкое, Васильевка, Налобино (Рыбинский район), особенно много было молодежи. Зачастую во время праздников и знакомились молодые люди друг с другом. Действовал при церкви хор. Было богатое убранство. Церковная утварь отличалась изяществом и красотой. Особенно запомнилась плащаница. Ее выносили в Великую пятницу с особой торжественностью из алтаря, оставалась она там до пасхальной полуночницы, когда снова вносилась в алтарь. В это время взрослые обязательно приводили с собой детей.

Строили церковь всем селом. Старики выбирали деревья, учитывая их возраст, время года. Рубили, а затем на конях вывозили бревна.

Ломали церковь на глазах у всего населения. Во время школьных перемен дети смотрели, как падали на землю колокола, кресты. Иконы, подсвечники и другие предметы сбрасывали в одну кучу…

Ценные предметы загрузили и увезли предположительно в Уяр. Большой колокол использовали в колхозном свинарнике, в нем запаривали корм для животных».

Дикими и неправдоподобными кажутся эти – не такие уж и давние – страницы истории. Разрушить оказалось очень просто. А вот восстановить – и сложно, и долго, и дорого.

– Конечно, и люди помогают чем могут, – говорит протоиерей Алексей Богомолов. – Церковь – это же в первую очередь люди, а уже потом здания, священники. Вот Новоалександровка – деревушка небольшая, откуда у людей там большие средства на пожертвования? Но кружечка стояла. А жители села, в том числе и соседнего Новопятницкого, насобирали денег на оформление документов – и на кадастровый паспорт в том числе. Люди приходят и на субботники, чтобы облагородить территорию. Помогают чем могут. Я вот был летом, когда многие приезжают туда к родственникам, на дачи. И собралось много ребятишек. Они с интересом ждали начала молебна. Восстановление храма – это же не просто восстановление здания. Это же и восстановление традиций духовной жизни. Это объединяет людей, появляется надежда. А если она есть – появляется и стимул, и силы что-то делать, душа как бы воскресает.

Материалы предоставлены службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако, из-за