Разрушить оказалось просто Как нам не потерять духовные традиции

Разрушить оказалось просто Как нам не потерять духовные традиции

В селе Сухобузимское в ближайшее время планируют установить поклонный крест около Свято-Троицкого храма. Средства на него собрали всем миром. Сам же старинный храм находится пока в полуразрушенном состоянии – и только в конце этого лета, впервые за 80 лет, там была совершена литургия.

Молчаливый укор

Заложена церковь была в 1793 году по грамоте тобольского архиепископа Варлаама. Теплый Троицкий придельный храм на первом этаже здания освящен 30 июня 1801 года. На месте, где планируют поставить крест, когда-то было старинное кладбище. Там похоронен и отец нашего знаменитого земляка – Иван Суриков. В этой церкви бывала на службе, исповедовалась семья Суриковых, здесь венчалась старшая сестра художника – Елизавета, здесь отпевали отца художника. Но от печальной судьбы храм это не спасло.

В советский период его закрыли. В 1930-е годы здание передали под сельский клуб, а в 1970-е здесь случился сильный пожар. Сейчас даже сложно представить, сколько труда и средств понадобится, чтобы вернуть храму первоначальный облик.

А сколько вообще церквей по краю утратили свою былую красоту и величие, едва-едва сохранив кирпичные стены? Кое-где, правда, и этого не осталось.

Многие из уцелевших представляют особую ценность, получили статус объекта культурного наследия.

Так, например, безмолвным укором с трассы Красноярск – Ачинск возвышаются стены Никольского храма в поселке Большой Кемчуг. В прошлом году там – впервые за 90 лет – был совершен молебен. Местные жители убрали мусор и попытались навести хоть какой-то порядок. Здание почти разрушилось – ему почти 180 лет. Еще в XIX веке жители поселка и близлежащих деревень решили собрать деньги и возвести красивый храм. Действовал он до 30-х годов XX века. Потом стал зернохранилищем. Около 60 человек с прихода были репрессированы. Сейчас от церкви только стены остались. Негативно влияет и заболоченность места – будет ли что восстанавливать, когда наконец-то найдутся средства? Сколько едешь мимо того места – столько и надеешься: вдруг что-то уже изменилось…

Хорошо, что есть и другие примеры.

Колокол для свинарника

Стоит отъехать от Красноярска километров 100 на восток – и вот, величественная церковь в Ольгино Уярского района, с более чем вековой историей. И здесь еще работы немало, но все же средства выделялись, что помогло сохранить здание, не дать ему окончательно разрушиться.

Храм был построен в 1897–1898 годах и освящен во имя святой равноапостольной княгини Ольги во время прокладки Средне-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги.

Сохранились упоминания о ней в путеводителе, изданном в 1900 году:

«Для духовно-нравственныхъ потребностей, какъ железнодорожныхъ служащихъ, такъ и новоселовъ Ольгинскаго селения, съ Высочайшего соизволения на средства фонда имени Императора Александра III-го сооружена здесь деревянная церковь во имя св. Ольги и въ честь Ея императорского высочества Великой Княжны Ольги Николаевны».

Сейчас приезжают в Ольгино священники, пусть и не каждое воскресенье.

В этом году в соседнем Уяре проводились работы в церкви Спаса Преображения.

– Львиную долю составили государственные средства, добавляли и прихожане, и меценаты, – рассказывает бывший древлехранитель Канской епархии, протоиерей Алексей Богомолов. – Маковки перекрасили, заменили окна. Важнейшей задачей было отремонтировать кровлю: во время дождя она протекала. Что примечательно, храм постоянно был действующим, насколько я знаю, его закрывали всего на шесть лет в 40-е годы прошлого века.

В том же районе в небольшом населенном пункте Новоалександровка была красивейшая церковь, освященная в честь Покрова Божьей Матери. После пожара ее переосвятили в честь апостолов Петра и Павла. В 1960-е годы церковь постигла обычная судьба таких зданий: использовали как зерносклад, потом – как место для сельскохозяйственного инвентаря.

Сохранились, что бывает нечасто, воспоминания об этом храме, составленные на основе исторической справки и сведений из книги «Летопись земли Уярской» Г. Мосунова:

«Церковь была очень красивой. Имелась колокольня, большой колокол и несколько маленьких. Сияющие на солнце кресты видны были за несколько верст в округе. Собирались на великие праздники жители окрестных деревень: Ново-Пятницкое, Васильевка, Налобино (Рыбинский район), особенно много было молодежи. Зачастую во время праздников и знакомились молодые люди друг с другом. Действовал при церкви хор. Было богатое убранство. Церковная утварь отличалась изяществом и красотой. Особенно запомнилась плащаница. Ее выносили в Великую пятницу с особой торжественностью из алтаря, оставалась она там до пасхальной полуночницы, когда снова вносилась в алтарь. В это время взрослые обязательно приводили с собой детей.

Строили церковь всем селом. Старики выбирали деревья, учитывая их возраст, время года. Рубили, а затем на конях вывозили бревна.

Ломали церковь на глазах у всего населения. Во время школьных перемен дети смотрели, как падали на землю колокола, кресты. Иконы, подсвечники и другие предметы сбрасывали в одну кучу…

Ценные предметы загрузили и увезли предположительно в Уяр. Большой колокол использовали в колхозном свинарнике, в нем запаривали корм для животных».

Дикими и неправдоподобными кажутся эти – не такие уж и давние – страницы истории. Разрушить оказалось очень просто. А вот восстановить – и сложно, и долго, и дорого.

– Конечно, и люди помогают чем могут, – говорит протоиерей Алексей Богомолов. – Церковь – это же в первую очередь люди, а уже потом здания, священники. Вот Новоалександровка – деревушка небольшая, откуда у людей там большие средства на пожертвования? Но кружечка стояла. А жители села, в том числе и соседнего Новопятницкого, насобирали денег на оформление документов – и на кадастровый паспорт в том числе. Люди приходят и на субботники, чтобы облагородить территорию. Помогают чем могут. Я вот был летом, когда многие приезжают туда к родственникам, на дачи. И собралось много ребятишек. Они с интересом ждали начала молебна. Восстановление храма – это же не просто восстановление здания. Это же и восстановление традиций духовной жизни. Это объединяет людей, появляется надежда. А если она есть – появляется и стимул, и силы что-то делать, душа как бы воскресает.

Материалы предоставлены службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края и краевым государственным учреждением «Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь