Против тарифных перекосов Готовимся к отопительному сезону

Против тарифных перекосов Готовимся к отопительному сезону


В крае, где зима является настолько растяжимым понятием, что отопительный период длится целых восемь месяцев, а готовиться к нему начинают уже весной, жилищно-коммунальной отрасли уделяется повышенное внимание. Недаром ее предприятия называют не иначе как объектами жизнеобеспечения. Еще бы – на качество нашей жизни больше всего влияет ситуация не в стране, не на работе, а дома. А в доме хорошо, если в нем тепло, светло и уютно. Результаты реформирования ЖКХ вполне ощутимы: без крупных аварий работают ТЭЦ и котельные, продолжается модернизация – здесь уже не латают дыры, а развиваются.

Подзаг: Тепло + свет = экономия…

Красноярский край уникален не только размерами, но и собственной энергосистемой. Она входит в число крупнейших в стране: регион держит второе место в РФ по производству электроэнергии и первое – по запасам гидроэнергетических ресурсов. Это достижения. Но есть и сложности. А именно – наличие изолированных локальных энергосистем, расположенных в северных территориях края, где электроэнергию вырабатывают дизельные электрические станции (ДЭС).

Установленная мощность всех ДЭС и дизельных электрических установок в регионе составляет 106 мегаватт. Казалось бы, немного (мощность Красноярской ГЭС – 6 000 МВт), но без них на северах никак не обойтись. В экстремальных условиях они дают людям 195 млн кВт·час электроэнергии в год и 14 млн гигакалорий – тепловой. При этом затраты на выработку энергоресурсов на Таймыре или в Эвенкии в разы превышают средние краевые значения.

Например, средний тариф по электрической энергии в 2013 году на Крайнем Севере составлял 29 руб/кВт·ч, а средний краевой – 1,25 руб/кВт·ч. Та же картина по тепловой энергии – 4,9 тыс. руб/Гкал, средний краевой – 1,07 тыс. руб/Гкал. Иными словами, себестоимость электроэнергии, вырабатываемой ДЭС на северах, больше где в 12, а где и в 36 (!) раз, чем в среднем по красноярской энергосистеме. Это связано со сложной транспортной доступностью территорий, значительной топливной составляющей в структуре затрат (60–70 %), высокой стоимостью эксплуатации оборудования.

По закону рост платы за коммунальные услуги для населения ограничен и не может быть таким кардинальным. Разницу между установленным тарифом и размером платежей компенсирует бюджет: более 6 млрд рублей ежегодно.

Учитывая высокий уровень затрат на производство и реализацию электрической энергии, вырабатываемой существующими ДЭС в изолированных энергосистемах края, одним из перспективных направлений по энергосбережению и повышению энергоэффективности является их модернизация с применением технологии когенерации.

Говоря проще, речь идет о комбинированном производстве тепла и электроэнергии. На электростанции с применением технологии когенерации топливо используется для получения двух форм энергии – тепловой и электрической. Такой принцип позволяет «выхватывать» тепло, которое обычно улетучивается в атмосферу вместе с дымом и газами, и пускать его в дело. В результате возрастает общий коэффициент использования топлива. Сокращаются затраты на его приобретение, снижаются бюджетные расходы – уже не нужно, как раньше, «отапливать тундру».

…и зима без аварий

РемонтПроект модернизации северных ДЭС с применением технологии когенерации краевое министерство энергетики и ЖКХ начало внедрять в 2013 году. В качестве «пилота» выбрали два поселка: Тура в Эвенкии и Ярцево в Енисейском районе. Закупили необходимое оборудование, модернизировали местные дизельные станции – электрической мощностью 10 МВт и тепловой мощностью 2,7 Гкал/ч.

Всего на модернизацию затрачено около 400 млн рублей. Но оно того стоит. Уже сейчас ясно, что в результате ввода новых установок сократится расход топлива (как дизельного, так и используемого для выработки тепловой энергии) в объеме 3 500 тут (тонн условного топлива) в год, а отпуск тепловой энергии в теплосети возрастет до 18 тыс. Гкал в год.

Кроме того, проект этот быстро окупаемый. Полное возмещение капитальных затрат на модернизацию энергосистем с использованием технологии когенерации происходит в течение трех-четырех лет. Это выгодно и бюджету, и частным инвесторам, которые вполне могут подключиться к проекту и модернизировать ДЭС там, где это необходимо.

Например, жители поселка Ессей уже обратились к врио губернатора Виктору Толоконскому с просьбой помочь заменить старую угольную котельную на новую дизельную. На совещании в поселке Тура, посвященном подготовке Эвенкийского муниципального района к зиме, врио губернатора поручил профильному министерству проработать этот вопрос.

– Эвенкия – особый район Красноярского края. Здесь поселки находятся на большом расстоянии друг от друга, а зимы известны своими аномально низкими температурами. Именно поэтому готовиться к отопительному сезону в Эвенкийском районе мы также должны особым образом. Осмотрев коммунальные объекты, я убедился, что подготовка к зиме идет на совесть. Сейчас нам нужно добиться того, чтобы новое оборудование появилось на всех объектах ЖКХ района. Оно позволит не только снизить затраты на производство тепла, но и безаварийно проходить зимний сезон, – отметил и. о. главы региона.

В единый энергоузел

Вообще же проблема «тарифного перекоса», о которой говорилось выше, оказалась характерна не только для северов. Но и для такой расположенной гораздо южнее территории, как ЗАТО Железногорск. Здесь до сих пор сложным остается вопрос возмещения выпадающих доходов, образовавшихся в результате перехода на новую схему теплоснабжения.

Мощностей Железногорской ТЭЦ для обеспечения теплом оказалось недостаточно. В сильные морозы в городе приходится подключать мазутную котельную, а это очередные затраты, и немалые. В результате тариф на тепловую энергию в прошлом году здесь увеличился более чем в два раза. Разница между установленным тарифом и размером платежей для населения опять же компенсируется за счет бюджета. Для Железногорска эти расходы составляют около 1 млрд рублей в год, но в муниципальной и краевой казне столь значительная сумма не предусмотрена. Как результат – долги «Гортеплоэнерго» перед ресурсоснабжающими организациями.

Обсуждая в Железногорске тему подготовки города к зиме, врио губернатора Виктор Толоконский заявил о необходимости создания единого энергоузла, пересмотра всей системы формирования издержек. Для этого нужно передать Железногорскую ТЭЦ и мазутную котельную в муниципальную собственность (соответствующие переговоры с Росатомом уже проведены). План таких действий врио губернатора поручил разработать в максимально короткие сроки.

– Сегодня система разбалансирована. Нам необходимо найти комплексный подход к снижению издержек как за счет мероприятий по энергосбережению, так и по более рациональному отношению к расходам. Мы должны выйти на безубыточность, и механизмы для этого есть, – подчеркнул и. о. губернатора края Виктор Толоконский.

К зиме без сбоев

Комплексная подготовка к зиме включает в себя целый ряд мероприятий: это и качественное выполнение гидравлических испытаний и ремонтных работ, разработка гидравлических режимов и наладка сетей, проведение плановых и текущих ремонтов на теплоисточниках, водозаборах, подстанциях, инженерных сетях и технологическом оборудовании, комплектация предприятий обученными кадрами.

К предстоящему отопительному периоду в 2014 году необходимо подготовить:

  • 49 млн кв. м жилищного фонда
  • 1 516 котельных
  • 4 563 км тепловых сетей
  • 8 305 км водопроводных сетей
  • заменить 120 км ветхих тепловых сетей
  • заменить 110 км ветхих водопроводных сетей.

В целом по краю выполнение работ по подготовке объектов жизнеобеспечения к отопительному сезону по состоянию на 1 августа 2014 составляет:

60 % – жилищный фонд;

66 % – котельные;

60 % – тепловые сети;

44 % – замена ветхих тепловых сетей;

66 % – водопроводные сети;

60 % – замена ветхих водопроводных сетей;

65 % – создание запасов угля;

80 % – создание запасов жидкого топлива.

На подготовку ЖКХ края к зиме и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры в 2014 году предусмотрено 8,2 млрд рублей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными