Полуостров моей мечты Журналист «НКК» побывала в Крыму

Полуостров моей мечты Журналист «НКК» побывала в Крыму

«В Крыму с рабочей поездкой находится президент Владимир Путин…» Сейчас, спустя несколько месяцев, уже можно подвести первые итоги работы в новых субъектах Российской Федерации. Изменения уже произошли, и они поистине радикальные… Уже смешно даже вспоминать о «провальном» сезоне. А ведь когда я в конце мая взяла билет на самолет, было немало людей, которые пытались остановить. Но я планировала поездку в Крым давно: с момента последней прошло целых три года. Критическое время для тех, кто даже во сне чувствует запах нагретой на солнце травы с вершины Ай-Петри… Крым я любила всегда.

***

Прямых авиарейсов в Крым из Красноярска не было уже давно. Только с пересадкой в Москве. Я, как обычно, бронирую билеты на сайте «Аэрофлота». Стоимость – немногим более 18 тысяч рублей. На сайте «Росавиации» уже несколько недель выложен проект субсидирования авиаперевозок, но ответов на вопросы о льготных билетах пока не может дать никто. Прилетая в Симферополь, испытываешь легкое негодование: в расписании аэропорта значатся прямые рейсы даже из Череповца, не говоря уже об Екатеринбурге, Тюмени, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге… Из Москвы – вообще едва ли не каждые полчаса. Выходя из терминала, внимательно оглядываюсь по сторонам: где танки или хотя бы люди с автоматами? Нет никого, кроме таксистов и встречающих. Рядом стоит женщина, предлагающая купить сим-карты. Пока еще украинских операторов.

***

Редкий турист задерживается в Симферополе, а зря. Да, моря здесь нет, но посмотреть явно есть на что. Именно здесь находится Центральный музей Тавриды, экспозиции которого охватывают фактически всю фото-Крымудивительную историю полуострова. Есть коллекция археологических изделий из драгоценных металлов, лапидарий. В центре города – Художественный музей с удивительной для небольшого городка коллекцией И. К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. А. Серова. Европейский фарфор конца XVIII века. Ну когда я еще увижу фирменное клеймо мейсенского фарфора, который в том числе заказывали Карл Фаберже и Екатерина Вторая, – вот эти синие перекрещенные шпаги? Роскошь местного музея объясняется очень просто – более ста лет на Южном побережье Крыма отдыхали представители династии Романовых, а многие влиятельные и знатные люди Российской империи того времени имели здесь свои дворцы. После революции имущество было национализировано. И хотя во время оккупации немцы вывозили коллекции ящиками, часть экспозиции удалось восстановить. Здесь же, в нескольких остановках, Свято-Троицкий женский монастырь, где хранятся мощи известного всем красноярцам архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Именно сюда, на улицу Одесскую, приезжает множество паломников в надежде на исцеление… Я стою на площади с билетом до Ялты и уже в который раз думаю: ну как все успеть? Словно издеваясь, мимо проезжает местный автобус с завораживающей табличкой: «Ж/д вокзал – Неаполь Скифский».

***

Жилье в Крыму можно снять за считаные минуты. Выбор огромный: от крошечных комнаток за 500 рублей до номеров в отеле «Ялта-Интурист» за 8 тыс. рублей посуточно в разгар сезона. Я останавливаю свой выбор на мини-гостинице с невероятным видом на море и синеватые горы. Из открытого настежь окна порыв ветра забрасывает в номер какую-то невероятную смесь цветочных духов: внизу – розы, азалии и еще какие-то неизвестные мне кустарники. Неудивительно, что радушный хозяин то и дело предлагает своим постояльцам к чаю душистый мед с собственной пасеки.

***

Очевиднейшее преимущество присоединения Крыма для туристов, помимо всех остальных, – возможность рассчитываться рублями напрямую. Правда, последних в обращении еще маловато: обычным делом было, рассчитываясь в магазине рублевой купюрой, получить сдачу с изображением Ивана Мазепы или другим, не менее известным, лидером Украины. Купюр мелкого номинала, не говоря уже об обычных российских монетах, здесь фактически нет. Первый день лета в магазинах, рынках и маршрутных такси ожидали с беспокойством: с 1 июня вступает в силу запрет на обращение гривны на полуострове. Новость на местном интернет-ресурсе о том, что «в Крым прилетело несколько самолетов с российской мелочью» я прочла не без улыбки. Оказалось, зря. Ситуация была совсем не смешной: «рублей» и «пятаков» катастрофически не хватало. В супермаркетах возле касс предусмотрительно был выставлен ассортимент «на сдачу» – бумажные платочки, влажные салфетки, спички, зажигалки, жевательная резинка. В некоторых магазинах можно было отстоять очередь и… оставить часть товаров у кассы: их не могли продать просто потому, что неизвестно, сколько же они стоят в рублях. Местные жители сокрушались: в пересчете на новую валюту товар оказывался более дорогим. Оставалось надеяться, что их душевное спокойствие никогда не нарушит информация о том, сколько вот такая бутылка растительного масла или же килограмм сарделек неизмеримо худшего качества стоят в Красноярске. В первое время я просто не могла понять, как можно купить столько еды за сумму, которую дома хватило бы на пару скудных обедов в очень скромной столовой. А вино? Настоящее, не порошковое? Бутылка инкермановского завода, что в нескольких километрах от Севастополя, здесь стояла на полках с таким ценником, что я на несколько минут впала в настоящий ступор: да, понятно, что у нас она должна стоить дороже, но не в 3,5 раза! В этом же супермаркете я несколько минут любовалась в аквариуме красавцем осетром за 800 рублей килограмм и купила небольшую упаковку голубики из Финляндии. Слухи о голоде в Крыму явно были несколько преувеличены.

***

Да, Крым такой же, как и несколько лет назад. Но забыть о том, что в нескольких сотнях километров идет настоящая война, вряд ли получится. На улицах в палатках идет сбор медикаментов и денег для юго-востока Украины. Приезжают беженцы. Крымчане несут игрушки, одежду, пытаются найти вакансии для бывших соотечественников, хотя это не так и просто. В автобусах, на улицах, в магазинах знакомые и совершенно незнакомые люди, переговариваясь, пытаются понять: как такое вообще может происходить в XXI веке? Осматривая достопримечательности, слышу, как экскурсовод негромко рассказывает знакомой: «Вчера сестра мужа приехала в одном платье. Нет документов, вообще ничего нет: начали бомбить, побежала в подвал с дочкой, выходит – а дома уже нет. Одни развалины». Отчаяние от того, что происходит на Украине, воспринимается особенно остро по понятной причине: Крым чудом избежал подобного сценария. Неудивительно, что о В. Путине говорят с придыханием. Как-то на рынке я замечаю целую галерею фотоснимков президента – на отдыхе, в рабочем кабинете, с собакой… Спрашиваю: «Берут?» Женщина удивленно оборачивается: «Его? Расхватывают, как горячие пирожки!»

***

Парадоксально, но за несколько дней отдыха в Крыму можно узнать о родной стране больше, чем за все время обучения в школе и вузе. Наверное, причина в том, что именно здесь есть возможность прикоснуться к первоисточникам: одно дело прочитать о каком-то там эпизоде из жизни императора в скучном учебнике и совсем другое дело – рассматривать подлинные документы в его рабочем кабинете. Чего стоят только маршруты местных туроператоров! Ливадийский дворец семьи Николая Романова. «Белая дача» А. Чехова. Посещение дома-музея И. Айвазовского. Музей М. Волошина в Коктебеле. Музей Ивана Шмелева. Дворец новороссийского генерал-губернатора Михаила Воронцова в Алупке. На листовке – около 80 разнообразных маршрутов, а ведь, если смотреть на полуостров глазами жителя второго по величине региона в стране, он кажется таким крохотным! Но я как завороженная уже который год, приезжая, в первую очередь, «отодвигая» и сказочный по красоте Никитский ботанический сад, и Евпаторию с ее двухэтажными, почти «лондонскими» автобусами, и обсерваторию в Симеизе, еду в Севастополь. Да, Крым прекрасен везде. Но только в этом городе почему-то ощущаешь удивительное чувство гармонии с окружающим миром. Здесь есть возможность вырваться из «скафандра» ценностей и условностей, насильно привитых обществом, и путешествовать во времени, выбирая то, где тебе больше всего комфортно.

…Я неспешно прохожу по главным улицам города. Вот она, легендарная площадь Нахимова. Мимо проходят смеющиеся пары. Вот малыш в коляске требовательно тянет ручку за ярко-малиновой сладкой ватой. Неужели именно здесь, вот на этом самом месте, всего несколько месяцев назад стояли тысячи людей с плакатами, готовые на все, собирающиеся «оборонять город», как и их предки во времена двух войн, до последнего? Ничто больше не напоминает об этом времени. Тихо. С набережной видны прогулочные катера: отправляется очередная экскурсия по бухтам Севастополя. Как же не хочется уезжать! И вообще никуда не хочется. Ни в одно место земного шара. Так стоять бы и стоять здесь, у нагретой солнцем площади, и смотреть, как морская вода вспыхивает солнечными бликами там, внизу, между пролетами мраморной колоннады.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории