Как работают космические спутники или замкнутые экосистемы для автономного существования человека на Марсе или Луне? Ответы на несколько десятков вопросов, связанных с космосом, можно будет получить 3 и 4 сентября на проекте «Нулевое сентября». Тематика предстоящего события связана с юбилейной датой: в 2016 году исполняется 55 лет с момента первого выхода человека в космос.
Проект пройдет в Красноярске уже в третий раз. Основная часть площадок будет работать на Мира, 1. Среди участников – вузы и другие научные организации. Задача организаторов – интерактивного музея науки «Ньютон Парк» – рассказать о науке интересно и доступно. Даже самые юные гости смогут поучаствовать в захватывающих экспериментах.
– На нашей площадке можно будет потрогать руками челябинский метеорит, – рассказывает Ольга Перфилова, доцент кафедры геологии и минералогии и петрографии института горного дела, геологии и геотехнологий СФУ. – А также узнать, какие вообще бывают метеориты, какими свойствами обладают, как научиться отличать их от обычных земных камней. Расскажем и об астроблеме – в буквальном переводе с греческого это «звездная рана» – следе, который остается на нашей планете от падения астероидов. Один из них упал примерно 36 миллионов лет назад на территории нашего края – и на этом месте образовалось крупное месторождение алмазов.
Организаторы предлагают гостям несколько форматов: научные лекции, квесты, мастер-классы.
Спросите, каков смысл таких мероприятий? Зачем нужно заниматься популяризацией науки?
Для того, чтобы школьники посмотрели на такие «нудные» предметы, как география и физика, совершенно с другой стороны. Еще это профориентация – когда зрелищная часть опыта, вдохновенная лекция дают старт для научной деятельности будущего ученого.
Кроме того, часть информации, полученная в увлекательной форме на подобных проектах, интересна, имеет прикладное значение, но совершенно не соприкасается – по разным причинам, со школьной программой. Особенно если говорить о теме предстоящего события. Как мы знаем, в школах страны, которая отправила первого человека в космос, астрономии нет уже несколько лет.
Кстати, побывав в Новосибирском планетарии, я не смогла не поинтересоваться у одной из сотрудниц, ощущается ли это по их посетителям.
– Уровень знаний многих студентов – я не говорю о школьниках, которые к нам приходят, фактически равноценен картине мира людей эпохи Средневековья, – отметила она. – И вот это по-настоящему пугает: речь идет не о детях, а о взрослых людях, которые через два-три года получат высшее образование и начнут работать.
Но речь не только о пробелах в знаниях. Интерес к науке – одно из замечательных средств, помогающих воспитать совершенно другого человека – активного, думающего, способного продуцировать нестандартные пути решения проблем не только в выбранной специальности, но и в жизни.
Астроглобус и словотворчество
Вот только несколько площадок, которые будут работать на проекте:
– На интерактивной площадке АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева» гостей ждет виртуальная демонстрация группировки космических аппаратов на околоземной орбите.
– На площадке института филологии и языковой коммуникации СФУ «Русский язык – это просто космос!» можно узнать, кто и как придумал слово «робот» и даже попробовать придумать свое собственное «космическое» слово.
– На площадке Института биофизики СО РАН расскажут о работе замкнутых экосистем, предназначенных для автономного существования человека, и познакомят с уникальной БИОС-3 (биорегенеративной системой жизнеобеспечения, признанной специалистами ведущих космических агентств).
Фото интерактивного музея науки "Ньютон-парк"