Итак, она звалась Татьяна Красноярск увидел лучший российский спектакль сезона

Итак, она звалась Татьяна Красноярск увидел лучший российский спектакль сезона

Чуть наклоненное зеркало вместо задника, черный пол и длинный балетный станок. Декорации «Евгения Онегина» театра имени Вахтангова аскетичны и мало напоминают дворянскую усадьбу – прелестный уголок, деревню, где скучал Евгений. Спектакль – гротескный, фантастический. На сцене одновременно появляются по два Ленских и Онегина, Ольга играет на аккордеоне, в финале Татьяна вальсирует с чучелом медведя. Однако вместе эти невероятные составляющие производят волшебство. Режиссеру Римасу Туминасу удалось воплотить на сцене саму поэзию Пушкина – легкую и величественную, изящную и ироничную.

Премьера этого спектакля блистательно прошла в Москве в ноябре 2011 года. 11 и 12 марта 2014-го спектакль, который сразу стал одним из самых значительных событий в культурной жизни страны, увидели красноярцы. Кстати, в это же время в Москве «Евгений Онегин» получил премию Союза театральных деятелей и был признан «Гвоздем сезона» – в придачу к множеству других престижных наград.

Красноярск стал единственным в стране городом (кроме столиц, конечно), где с этой постановкой побывал один из лучших коллективов страны.

Гастрольный график театра имени Вахтангова очень плотный, и то, что между Парижем и Лондоном в нем нашлось время для нас, – редкое счастье. Оно стало возможным благодаря фонду Михаила Прохорова, который таким образом решил отметить свое 10-летие.

Красноярская ярмарка книжной культуры, фестиваль «Норильские сезоны», гастроли прославленных коллективов, поддержка театрального фестиваля актуальной драматургии «Драма. Новый код», а также множество других проектов – вот уже десять лет Прохоровский фонд оказывает значительное влияние на культурную жизнь региона, отметила на пресс-конференции, посвященной юбилею, министр культуры Красноярского края Елена Паздникова.

– Нам не хотелось устраивать каких-то пышных празднований, фейерверков и так далее. Ведь изначально фонд был создан для поддержки культурных инициатив – так лучше уж потратить деньги более разумно, – объяснила председатель фонда Ирина Прохорова. – Однако, учитывая нашу любовь, уважение к Красноярскому краю, мы решили сделать подарок его жителям. И привезли великолепный спектакль «Евгений Онегин». Не только потому, что он стал самым ярким театральным впечатлением сезона. «Евгений Онегин» – концентрация того, чем, собственно, фонд занимается. А именно – поддержкой современной культуры, которая переосмысливает традицию, актуализирует классику и на этой основе создает нечто важное и новое.

В постановке звучат отдельные главы, иногда строфы – но не весь роман. Поэтому «Евгений Онегин», который увидели красноярцы, – вовсе не та привычная «энциклопедия русской жизни», а фантасмагория, игра отражений. Мотив зеркала здесь – один из ключевых. Гигантское зеркало-задник, в котором тонет все происходящее на сцене. Перед ним разучивают свои па девушки из танцкласса, и героиня прославленной Людмилы Максаковой подает им команды по-французски. Элегантная и эксцентричная, эта актриса мгновенно перевоплощается в няню Татьяны – совсем простую, в черной, будто траурной, накидке.

Ольга и Татьяна гадают на зеркале в попытках увидеть будущее. И после этого Татьяна видит свой пророческий сон, в котором Онегин убивает Ленского. На сцене одновременно два Онегина и два Ленских. Юный Ленский с «кудрями до плеч» и его повзрослевший двойник – которому не суждено жить. У Онегина – также две ипостаси: молодой красавец (Виктор Добронравов) и он же – но уже постаревший, циничный, опустошенный (Сергей Маковецкий).

И лишь Татьяна не «двоится». Она – настоящая, подлинная, искренняя и настоящая. Когда читает свое знаменитое письмо – доверчива и лучезарна. Она не боится любить, не страшится боли. Поэтому в этой трактовке романа так страшно наказан Онегин – который посмеялся над любовью Ленского к Ольге и отказался от любви Татьяны ради постылой свободы.

– После роковой дуэли Пушкин хотел «отправить» своего героя на какую-то войну, но тот так никуда и не попал, не сделал ничего стоящего, никак не искупил своей вины, – объясняет художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас. – И, когда Онегин возвращается в Россию, он думает, что кто-то его любит. Но он давно уже никому не нужен. Пожалуй, здесь Евгений наказан как антигерой. Отобрать у человека любовь – это большая кара.

Одна из ключевых сцен спектакля связана с письмом Татьяны. Оно разлетается на куски – но повзрослевший Онегин бережно собирает эти клочки, кладет, как засушенную бабочку, под стекло и помещает эту картину на стену. Отказывается от горячей, живой, искренней любви и превращает ее проявление в безжизненный музейный экспонат. В то же время рама с письмом находится на переднем плане, то и дело становится объектом внимания и поклонения.

– Почему так легко разорвалось это письмо? Оно истлело, пожелтело от времени. Но, с другой стороны, оно сохранено – значит, дорого. Значит, никто Онегину после этого больше не писал. Представьте, как это страшно, – объясняет актер Сергей Маковецкий. – Какую боль испытывает мой герой! Может быть, его воспоминания – это саднящая рана? Что происходит с этим циничным человеком, который выхолостил сам себя?

Душа Онегина – пуста и мертвенна, душа Татьяны – жива и полна любовью. Вот в сцене знакомства со своим мужем она, уже светская дама, лакомится вареньем, привезенным из деревни в Москву. Она угощает убеленного сединами аристократа из деревянной ложки с длинной ручкой. И в этой деревянной ложке, и в самой банке с густо-красным вареньем, – что-то необыкновенно родное, простое и благородное.

После того как Онегин, привлеченный ее успехом в свете, пишет письмо с признанием, Татьяна не боится вновь открыть свою душу. Однако ее хрестоматийное: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана и буду век ему верна» – звучит как финальная фраза древнегреческой трагедии о неизбежном роке, судьбе, фатуме. Но уникальность спектакля в том и состоит, что, несмотря на трагедию, после него остается ощущение праздника.

Фоторепортаж: "Евгений Онегин" театра Вахтангова в Красноярске.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между
Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»
Без рубрики
4 мая 2024
Четыре мифа о войне
Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф»