Ермаковский перекресток, или Почему прежние ошибки нас ничему не учат?

Ермаковский перекресток, или Почему прежние ошибки нас ничему не учат?

Подтопление, которое произошло в селе Ермаковском в августе прошлого года, до сих пор одна из самых острых тем для тех, кто проживает в прибрежных домах этого населенного пункта. Жители улиц Курнатовского и Мостовой жалуются на отсутствие средств и внимания со стороны местной администрации к их проблеме. Денег дали мало, а переселять из аварийного жилья сельсовет не торопится.

А деньги где?

Прошлым летом от разлива реки Оя в Ермаковском районе пострадало 178 подворий. У одних уплыли дрова, у других затопило огороды. Больший ущерб от наводнения на улице Курнатовского. Здесь вода поднялась на полтора метра и испортила недавно сделанный в домах ремонт. Обои отстали, а полы и фундаменты оказались настолько пропитаны водой, что начали гнить. Люди просили: «Не оставьте нас один на один с бедой».

Руководители сельского совета, районной администрации и управления социальной защиты населения пообещали: «Помощь будет оказана всем, не забудем никого». Глава Ермаковского сельсовета Анатолий Шугалеев обратился к местным предпринимателям с просьбой помочь «утопленникам» овощами и одеждой. Те откликнулись. Но помощь получилась мизерная. Для восстановления хозяйства требовалось гораздо больше. Сами же пострадавшие заговорили о желании переехать из опасной зоны в муниципальные квартиры. Как рассказывают жители улицы Курнатовского, затопление происходит здесь каждый год. Вода поднимается и заливает подполья. Но потоп 2013 года стал особенно полноводным.

В последний раз такое наводнение было у нас 13 лет назад, – говорит жительница улицы Мостовой Галина Федорова. – Мы третий раз переносим большое подтопление. И ни разу нам не помогали.

ЕрмаковскоеВ 2013-м хоть небольшая, но помощь пострадавшим пришла. Местный сельсовет пустил весь резервный фонд на устранение последствий наводнения. Глава района Михаил Виговский пообещал: поможем с выделением земли и леса для строительства новых домов, а управление социальной защиты собрало документы для участия людей в региональной долгосрочной целевой программе по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, к которым относится стихийное бедствие. В декабре прошлого года в Ермаковское пришел миллион рублей бюджетных средств. Финансы раздали пострадавшим.

Деньги действительно давали, отмечают жители Ермаковского. Но почему-то все получили разные суммы.

– После подтопления в районе работала комиссия, которая задокументировала все потери. Мы не можем выделять одинаковые суммы тем, у кого пострадали дома, и потерявшим только урожай, – констатировала руководитель управления социальной защиты населения Ермаковского района Марина Синеокова. – Но еще до поступления в район краевых бюджетных средств мы оказывали помощь пострадавшим по различным программам. Так, 14 человек получили деньги из районного фонда социальной поддержки населения, 38 – из местного резервного фонда, 33 одиноких пенсионера – из пенсионного фонда.

В результате получилось по 10–15 тысяч на каждый пострадавший двор.

– Суммы мизерные, – уверяют ермаковцы. – Ведь надо дома ремонтировать.

Одна из жительниц улицы Курнатовского Светлана Шевырева вызвала независимую комиссию. Та оценила ущерб от наводнения в 157 тысяч рублей. Именно столько, уверена Светлана Константиновна, ей должны выдать на ремонт жилья.

– Куда ни обращалась, результат нулевой, – сетует женщина. – Осталось только в суд подать.

В надежде на авось

Худо-бедно, но пострадавшие от наводнения ермаковцы перезимовали. Кто-то до сих пор сушит свои дома, кто-то снимает квартиры, а одинокой жительнице дома № 2 по улице Курнатовского сельсовет на два года предоставил квартиру в бараке.

– Живу на кухне, – говорит Наталья Микитенко, – потому что в комнатах холодно. А здесь печку подремонтировали, обои наклеили, перевезли остатки мебели. Предлагают строиться. Но как я это сделаю?

ЕрмаковскоеПожилая женщина чуть ходит, строительство ей действительно не под силу. Да и на ремонт утонувшего дома требуется немало сил. Дочь живет отдельно, на квартире. Сначала хотела взять земельный участок и лес, но сейчас, говорит, районная администрация и этого уже не предлагает.

– Буду писать в Москву, в правительство, и на телевидении жаловаться, – говорит Наталья Микитенко. – Это дело так не оставлю. Я ремонт сделала в доме, окна пластиковые в кредит поставила, а как вода пошла, все пропало.

Стоит отметить, что все дома, испорченные наводнением, в частной собственности, и заботиться о них должны прежде всего хозяева. Покупали их жители Ермаковского 15–20 лет назад. Говорят, когда переезжали, больших затоплений не было. Это сейчас они живут как на пороховой бочке.

Дома, пострадавшие от наводнения, не застрахованы. У некоторых жителей отсутствуют даже элементарные документы на жилье.

– Нам помощь вообще не дали, – сетует жительница Курнатовского, 4, Галина Зуева. – Мама дом без документов покупала.

Из-за этого Галина оказалась вне закона: для выделения помощи женщина должна быть хотя бы прописана в селе Ермаковском. На деле получается, что дом она заняла незаконно. Заселилась и живет.

Почему до сих пор документально не оформлено право на жилье или элементарная страховка на дома, стоящие в опасной близости к реке (даже по генеральному плану Ермаковского здесь значится зона затопления), сегодня никто ответить не может. Что это – надежда на русский авось или уверенность: беда меня не коснется?

Проблема есть. Решение будет?

– Страховать надо жилье, не раз об этом говорил, – уверяет глава Ермаковского сельсовета Анатолий Шугалеев. – Ведь мы на помощь пострадавшим от наводнения тратим бюджетные деньги – и так небольшие. А в селе освещение надо развивать, дороги ремонтировать, квартиры малоимущим предоставлять. Сегодня в очереди 270 человек стоят.

Выделить муниципальное жилье для «утопленников» невозможно, говорят представители власти Ермаковского, свободных квартир нет. В прошлом году построили один социальный дом в микрорайоне Аэропорт, но большинство квартир отдали медикам.

– У нас больница «голая», специалистов нет, – говорит глава Ермаковского района Михаил Виговский. – А жилье дали – медики рапортуют: почти на 100 % укомплектовались. Еще остались квартиры для хирурга и лаборанта. В отсутствие этих специалистов люди вынуждены ездить в больницы Минусинска и Абакана. А в 2014 году строительство в Ермаках не планируется. На это деньги из краевого бюджета выделяются, а он, как известно, дефицитный. Нам бы детский сад в селе Жеблахты достроить…

Оптимальный вариант для пострадавших от наводнения – построить жилье в другом, отдаленном от реки месте. Но и здесь загвоздка. По существующим законам земельный участок можно приобрести только с аукциона.

– Я никому не отказываю, но быстро эти вопросы не решаются, – констатирует Михаил Виговский.

Например, для одной из жительниц улицы Курнатовского выделение и оформление земли велось семь месяцев и уже подходит к концу. Михаил Анатольевич говорит, что после долгих переговоров другие участники аукциона уступили землю женщине, пострадавшей от наводнения. Но сама Валентина Аржаная тревожится: дадут ли участок (ведь документы пока не оформлены), удастся ли решить вопрос с лесом на строительство дома.

– Мне сначала выделили участок на улице Кедровой недалеко от ЛЭП, – говорит Валентина Аржаная. – Но там болотина, сырость из-за крутого склона и дорога плохая. К местным жителям скорая помощь подойти не может – больных приходится на носилках на трассу выносить.

Сейчас женщине пообещали землю в новом микрорайоне Северный. Здесь только началось строительство – прокладывают водопровод и электричество. Место ровное. Валентину оно устраивает.

– По выделению земли и леса с каждым жителем нужно решать вопрос индивидуально, – говорит глава Ермаковского района. – В помощи я никому не отказываю. Все пострадавшие у меня на контроле. Сейчас решен вопрос по выделению участка и для многодетного жителя с улицы Мостовой. Задержка по лесу идет, но, думаю, справимся.

В принципе, каждый житель Ермаков сегодня может претендовать на землю в приглянувшемся районе, но отстаивать ее придется на торгах.

Есть возможность у ермаковцев получить лес на строительство на льготных условиях. В районе многие пользуются положениями закона Красноярского края, принятого еще в 2008 году. Согласно документу каждый прописанный в селе один раз в 25 лет может получить 175 кубометров леса на возведение жилья, а каждые 5 лет – 45 кубов на ремонт жилых и хозяйственных построек. Но, как говорит глава, при выписке льготной древесины людям необходимо проявить настойчивость – лесхоз не успевает всем отвечать. Так что стройматериал некоторые получают только после третьего заявления.

– И жители улицы Курнатовского могут получить лес на этих условиях, – уверяет Михаил Виговский. – Но из них я могу назвать только пять человек тех, кто действительно этого желает. Большинство хотят новое жилье получить, а старое продать. То есть в затопляемой зоне вновь будут жить люди…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за